Тематика блога

Уважаемые посетители. Данный блог посвящен трём неразрывным составляющим прибыльной торговли на финансовых рынках:

1) Простой и эффективной торговой стратегии Price action.

2) Правильному и эффективному управлению риском и торговым капиталом.

3) Правильной торговой психологии и торговому мышлению.

Миссия блогасовместными усилиями достичь понимания того, что на самом деле представляет собой прибыльный трейдинг; помочь самому себе и читателям избежать потерь и добиться успеха на рынке.

Не останавливайся на том, что знаешь. Это может быть иллюзией...

воскресенье, 1 марта 2015 г.

ЗАЧЕМ ТРЕЙДЕРЫ НУЖНЫ РЫНКУ, ИЛИ СПЕКУЛЯНТ СПЕКУЛЯНТУ – РОЗНЬ. Часть 1

        Трейдеры, вас когда-нибудь «обзывали» спекулянтами? Думаю, что многие выходцы из бывшего Советского союза понимают, что я имею в виду. В сознании большинства граждан, рождённых на территориях не победившего социализма и коммунизма, слово «спекулянт» до сих пор вызывает откровенную антипатию и определённые ассоциации. Типа «бездельники», «трутни», «паразиты на теле трудящихся» и т.п. И если многие взрослые дяди и тёти, бабушки и дедушки открыто вам об этом не говорят, то мысли подобные у них точно присутствуют.


Рис. 1. Функционирование свободных рынков с полным доступом


       На момент начала работы над данной статьёй моя основная торговая валютная пара EUR/USD уже около 3-х недель пребывала во вялом флэтовом движении, будучи зажатой где-то в средине между своими важными дневными зонами спроса и предложения, не предоставляя свинг-трейдерам приемлемых возможностей для торговли. Поэтому, в распоряжении было некоторое свободное время, чтобы поразмышлять о разном, и «о делах наших скорбных покалякать». Например, заняться вопросами разрушения старых советских стереотипов и осознания собственной важности как трейдера. Присоединяйтесь! Надеюсь, это будет полезно.

Прекрасное далёко

       Известно, что основным распределительным девизом социализма на пути к коммунизму был принцип «От каждого по способностям – каждому по труду». При достижении же коммунизма, на смену этому принципу должен был прийти новый: «От каждого по способностям – каждому по потребностям». Но не сложилось… Хотя, и при социализме эти потребности никуда не исчезали. Однако, советская реальность, к сожалению, не совсем сочеталась со своими придуманными принципами: не зависимо от приложенного труда, способностей и потребностей советского труженика, его эти самые потребности всячески ограничивались, что порождало всевозможные дефициты.



       Наверное, многие помнят ещё один негласный советский принцип: «Что не разрешено законом, то запрещено!». Поэтому, не будучи способным законно обеспечивать потребности советского человека, всё возрастающие на фоне увеличения цен на нефть в 70-х годах прошлого столетия, «партия и правительство» вынуждены были всячески бороться с любыми попытками «незаконного» обеспечения дефицитами граждан СССР. Вот и получалось, что вместо того, чтобы наладить новое или расширенное производство дефицитных товаров и услуг ради людей, огромные средства и большая армия так называемых правоохранителей ради идеологии бросались на борьбу со спекулянтами, фарцовщиками, «теневиками», «цеховиками», валютчиками и пр., которые повсеместно разворачивали свою деятельность согласно подпольному действию закона о спросе и предложении.
       А если это касалось валюты или импортных товаров, то в дело включалась ещё и мощная пропагандистская машина, рассказывающая о тлетворном влиянии «загнивающего Запада». До сих пор помню, как на политинформации в школе учительница рассказывала нам о том, какие плохие эти бананы, и что лучше «наших» фруктов и овощей нет ничего в мире. А когда дядя привёз нам с Ленинграда ранее не виданные мной и ещё зелёные бананы, я не смог дождаться, пока они поспеют, и грызнул немножко… В общем, после этого я поверил учительнице)).
       И это при том, что советский труженик часто готов был платить за дефицит хоть и деревянные, но приличные деньги. Хотя, возможно именно в деревянности, не конвертируемости и нереальности обменного курса советского рубля, а также в нереально низких ценах и крылась одна из причин дефицитности… Да и как можно было официально устанавливать большие цены на дефицитные и импортные товары, если в стране самого прогрессивного общественного строя цены должны были быть самыми низкими в мире! Дотирование же всех потребностей граждан в масштабах огромной страны было государству не под силу. Поэтому, ограничение этих потребностей, видимо, и стало единственно возможным выходом, несмотря на пафосные заверения советских лидеров типа "...цель капиталистического производства -- извлечение прибылей... Цель социалистического производства не прибыль, а человек с его потребностями" (И. Сталин. Экономические проблемы социализма в СССР. М. 1952, стр. 77).
       В отличии от СССР, в «загнивающем капиталистическом Западе» действовал и действует другой, принцип: «Что не запрещено законом, то разрешено». И даже сверх того. А самое главное – всегда открыто работал и уважался основной рыночный закон: закон соотношения между спросом и предложением. Поэтому, практически любые законные бытовые потребности и желания капиталистического труженика законно удовлетворялись при условии соответствующей оплаты. Спекулянтам-фарцовщикам, в привычном нам советском понимании, там было нечего делать.
       И все-таки, законные спекулянты в жестоком «капиталистическом» мире были всегда, они есть и будут. Кто они, и чем они спекулируют? Конечно же, имеется в виду спекулянты на фондовых, валютных, товарных, сырьевых и прочих рынках, в том числе и в лице каждого из нас как трейдеров. Однако, если с советским пониманием спекуляции и её роли в обществе все ясно, то какую же роль играют спекулянты на свободных цивилизованных рынках? Ведь если спекулянт, даже законный, действительно паразит, не производящий никаких товаров и услуг, то почему он до сих пор не отвергнут этим свободным, высоко конкурентным и прагматичным рынком? Даже наоборот! Рынок настойчиво и любезно приглашает к этому делу все новых и новых участников, постоянно расширяя мировую армию спекулянтов. А некоторые знаменитые трейдеры, обогатившиеся на рыночных спекуляциях, пользуются большим авторитетом во всём мире!
       Значит, спекулянты, как мелкие, так и крупные, зачем-то этому рынку нужны? Значит, они всё-таки выполняют некую важную функцию на рынке и в обществе? Какую? Не пора ли нам, трейдерам, осознать свою важность и нужность в этом мире)).


Вот они - трейдеры!

       Для выяснения роли спекулянтов на свободных конкурентных финансово-товарных рынках необходимо в первую очередь выяснить, кто является основными участниками этих рынков. Известно, что таковыми участниками являются следующие три категории трейдеров:
  1. Коммерческие трейдеры (маркет-мейкеры, поставщики, производители, переработчики, распространители и пр.) - commercials.
  2. Крупные институциональные, а также индивидуальные профессиональные трейдеры-спекулянты - noncommercials.
  3. Мелкие розничные спекулянты - nonreportables.
На заднем плане - у задних частей торговцев - крупный инвестор))

       Сначала дадим характеристику первой категории участников рынка, т.е. коммерческим трейдерам. Это некие хорошо капитализированные крупные предприятия, банки, холдинги, финансово-промышленные группы, глобальные корпорации пр., работающие на определённых товарно-сырьевых, фондовых и валютных рынках. Основными видами деятельности, основными функциями коммерческих трейдеров на этих рынках являются поставки, распределение, распространение, приобретение, производство и т.п.
       Особенностью этих трейдеров есть то, что они являются большими профессионалами своего основного дела и наиболее информированными игроками на своих рынках, хорошо зная эти рынки. Они также прекрасно осведомлены в вопросе текущих важных исторических цен на их продукцию/услуги, её себестоимости, а также спроса и предложения на неё. Они могут держать высокие цены на свою продукцию/услуги, и делают это до тех пор, пока есть такая возможность.
       Причём, что очень важно, их не интересует ценовое движение на этих рынках как таковое. В том смысле, что они не рассматривают его в плане возможности спекулятивного зарабатывания на ценовых колебаниях. Их основной заработок определяется маржевой прибылью, которая представляет собой разницу между текущими затратами и доходами от их основной деятельности. Таким образом, по своей сути они не являются трейдерами-спекулянтами в привычном для нас понимании.
       Более того, коммерческие трейдеры, в отличие от спекулянтов, зарабатывающих в основном на трендах, вообще не заинтересованы в сильных ценовых колебаниях на свою продукцию/услуги. Наоборот, им выгодно, чтобы рынок пребывал в равновесии, поскольку при таком стабильном состоянии рынка коммерческим трейдерам проще планировать свои будущие расходы и доходы. Тогда как сильные и быстрые ценовые скачки могут оказать огромное негативное влияние на их будущую прибыль. Действительно, например, при резком и сильном падении цены, которое произошло сразу после формирования затрат коммерческого трейдера, его доход окажется значительно ниже планируемого. А это может привести к существенным убыткам. К примеру, коммерческий банк, зарабатывающий при обмене валют на спреде, может получить потери от этой деятельности, если купит валюту по одной цене, а после внезапного падения курса будет вынужден продавать её уже по другой, более низкой цене.
       Но поскольку сильные трендовые ценовые движения на рынках продукции/услуг коммерческих трейдеров всё же происходят, и эти трейдеры периодически вынуждены торговать в таких условиях для бесперебойного обеспечения своей основной деятельности, то в моменты этой торговли они параллельно выходят на спекулятивный сегмент какого-либо другого рынка, например фондового, валютного прочее. Таким образом они выполняют так называемое хеджирование, используя его в качестве страхового полиса против возможных больших и резких изменений цен на их товары/услуги.
       Такое вспомогательное хеджирование реализуется коммерческими трейдерами практически каждый раз, параллельно с выполнением ими основных торговых операций на своих рынках, а самих коммерческих трейдеров по этой причине ещё называют хеджерами. Кстати, тем самым крупные коммерческие трейдеры делают свой вклад в обеспечение функционирования различных рынков, обеспечивая ликвидность на этих рынках в целом, в том числе и для нас, розничных трейдеров. О торговой деятельности маркет-мейкеров и их хеджировании можно ознакомиться, в частности, в одной из статей академика +Russ Allen, а также в следующей статье atlantis10.
       Однако, основными моментами массового выхода крупных коммерческих трейдеров на рынки своей продукции/услуг являются те моменты, когда цена достигает важных исторических оптовых и розничных зон, и оказывается наиболее выгодной для того или иного коммерческого трейдера. Причём, покупающие коммерческие трейдеры будут заинтересованными активными покупателями только при достижении ценой нижней оптовой зоны (см. рис. 1). И наоборот, продающие трейдеры будут заинтересованными активными продавцами только при достижении ценой розничной зоны на вершине рынка. Остальное же время коммерческие трейдеры в основном предпочитают пребывать в терпеливом ожидании приемлемых цен, и их торговля сведена только к необходимому минимуму.

Хлеб всему голова

       Для конкретики, предлагаю рассмотреть эту ситуацию на примере товарно-сырьевого рынка пшеницы, обратившись к приведенному выше рис. 1. Здесь в качестве коммерческих трейдеров могут выступать, с одной стороны, крупные производители и поставщики зерна (например, крупные сельскохозяйственные предприятия и холдинги, на рис. 1 – коммерческие Производители), а с другой стороны – крупные переработчики этого сырья и изготовители производной от него продукции (например, мелькомбинаты, хлебокомбинаты, спиртзаводы прочее, на рис. 1 – коммерческие Переработчики).
       Естественно, что исходя из интересов данных коммерческих трейдеров, каждый из них будет стремиться продавать или покупать пшеницу только по наиболее выгодным для себя ценам. Производители будут пытаться продавать по высоким розничным ценам, а Переработчики – покупать по низким оптовым ценам. Только в этом случае каждый из них может рассчитывать на большую маржу прибыли, что будет обеспечивать соответствующим предприятиям постоянное развитие, модернизацию их производства, внедрение новых технологий, достойную зарплату работникам и т.п.
       Однако, если хорошо вдуматься, в этом кроется большое противоречие свободного рынка! Ведь стремление коммерческих трейдеров покупать и продавать только по наиболее выгодным для себя ценам будет означать, что Производители и Переработчики не смогут торговать пшеницей друг с другом напрямую!! Иначе кто-то из них должен брать на себя потери. Давайте посмотрим, что будет происходить в тех случаях, когда такая торговля всё же состоится.
       Если, к примеру, Производители уступят и согласятся продавать пшеницу Переработчикам по низким оптовым ценам, они уже не смогут развивать своё сельскохозяйственное производство. При этом, безусловно, Переработчики будут процветать, а конечные потребители их продукции, т.е. все мы с вами, смогут рассчитывать на довольно низкие розничные цены на эту продукцию. Однако, долго ли такая ситуация на рынке зерна сможет продолжаться? Как долго протянет отечественное с/г производство по выращиванию пшеницы, прежде чем оно будет полностью уничтожено? И что после этого случиться с ценами на пшеницу и продукцию на её основе? Думаю, ответ очевиден.
       С другой стороны, если Переработчики уступят и будут вынуждены покупать пшеницу по высоким розничным ценам, то теперь уже для Производителя наступит Манна небесная. Зато нам, конечным потребителям, придётся платить невероятно высокую цену за каждый ломоть хлеба. Ведь к и так высокой розничной цене Переработчики добавят ещё и свою маржевую наценку. Хотя им тоже будет не сахар: чтобы хоть как-то обеспечить спрос на эту дорогостоящую продукцию, они вынуждены будут делать такую наценку минимальной, тем самым ограничивая свою прибыль, а соответственно и возможности для развития.
       А если это будет рынок не пшеницы, а, например, нефти? Или рынок драгметаллов? Или рынок древесины? Или рынок скота? Или валютный рынок? Тогда во что нам, конечным потребителям, обойдётся литр бензина, грамм золото, пачка бумаги, килограмм мяса, покупка валюты и т.д.?! Думаю, и здесь ситуация ясна.
       Таким образом, прямая торговля между коммерческими трейдерами в целом никому не выгодна, и может существенно навредить экономике страны и её гражданам. Даже если Производители и Переработчики в нашем примере сумеют договориться о некой средней компромиссной цене торгов, то всё равно это будет не оптимальное решение проблемы для всех участников данного рынка.
       Но тогда как обеспечить оптимальное и выгодное взаимодействие этих крупных и важных участников рынка в лице коммерческих трейдеров? Выход только один: обеспечить постоянное периодическое движение цены между важными историческими зонами – от оптовой зоны к розничной, и наоборот. А каждый коммерческий трейдер будет выходить на рынок в то время, когда цена достигнет интересующей его зоны.
       Однако, здесь сразу же возникает три важных вопроса:
  1. Кто и как будет обеспечивать движение цены между оптовой и розничной зонами?
  2. Кто будет обеспечивать пиковую ликвидность коммерческим трейдерам, когда цена достигнет этих оптовых или розничных зон?
  3. Куда Производителям девать массу своей продукции, и где Переработчикам брать требуемые объемы сырья в те периоды времени, когда цена будет находиться между оптовой и розничной зонами, т.е., когда крупные трейдеры стараются торговать только в пределах необходимого минимума, поскольку в это время торговля для них будет не выгодной.
       И вот здесь на арену выходят они, спекулянты! Потому, что ответ на первые два вопроса один и тот же: СПЕКУЛЯНТЫ!! Именно рыночные спекулянты решают эти две важнейшие задачи, чтобы в итоге рынкам было хорошо. Но хорошо не бывает просто так, кто-то за это «хорошо» должен, в конечном счёте, платить. Кто? И снова ответ тот же: в основном спекулянты. Но об этом ниже.
       А что касается указанного выше третьего важного вопроса, то его эффективное решение стало возможным благодаря появлению известных всем фьючерсных рынков и контрактов. Особенности торговли на фьючерсных рынках различных категорий трейдеров описываются в том числе и некоторыми академиками, в частности, +Don Dawson в одной из его статей.

       Итак, предположим, например, что весной или в начале лета запасы от прошлых урожаев пшеницы подошли к концу, а цена на неё по мере снижения запасов росла, достигнув своей розничной зоны. Такое колебания цен имеет место всегда, для любого товара/услуги, для любого финансового инструмента. В частности, для пшеницы характерны сезонные колебания цены с экстремумами весной и осенью, или, к примеру, колебания, связанные с прогнозом будущего урожая прочее.
       Пусть коммерческим Производителям, как наиболее информированным участникам рынка зерна, поступила опережающая информация, к примеру, об ожидаемом хорошем будущем урожае, и что с высокой степенью вероятности возможно перепроизводство пшеницы, естественно, с последующим обвалом цены на неё. В такой ситуации Производители понимают, что пришло их время действовать, и начинают активно продавать фьючерсные контракты на пшеницу спекулянтам, которые плохо ориентируются на рынке зерна, слабо и с опозданием информированы, и ложно надеются дальше зарабатывать на продолжении текущего восходящего тренда. Причём, Производители пытаются реализовать (распределить) столько контрактов, сколько смогут, даже с учётом своих последующих урожаев пшеницы, поскольку фьючерсы не предполагают её немедленной поставки.
       Тем самым хеджеры-Производители страхуют себя, хеджируя свои основные риски, связанные с вероятным снижением цен на пшеницу в будущем благодаря хорошему урожаю, одновременно поглощая весь спрос на рынке и разворачивая цену вниз, что является основой зарождения нового нисходящего тренда. И только после завершения фазы распределения, когда уже начинается этот нисходящий тренд, на рынок выходят крупные профессиональные спекулянты, дальше разгоняя цену вниз с целью заработать на этом движении. В последующем, по мере развития тренда, к ним присоединяются и более мелкие трейдеры-спекулянты.
       Но по закону рынка, по закону соотношения между спросом и предложением, падение цены на пшеницу приводит к увеличению потребления производной от неё продукции. Например, вкусные булочки становятся дешевле, и нам хочется их больше покупать:)). И здесь на сцену активно выходят уже коммерческие Переработчики, которые начинают выполнять реальное оприходование ранее приобретённой у спекулянтов по фьючерсным контрактам пшеницы, с целью увеличить свое реальное производство и покрыть вызванный падением цены на сырьё растущий спрос на их базовый актив, тем самым получая хорошую прибыль от своего основного бизнеса.
      В дальнейшем, после выполнения хеджирования и в случае ожидаемого снижения цены на сырье, коммерческие Производители не стремятся подобно спекулянтам заработать на падении своих коротких фьючерсных позиций. Им не обязательно закрывать эти позиции обратным их выкупом, поскольку со временем они преимущественно закрывают эти позиции реальными поставками реальных товаров/услуг. В нашем примере - реальными поставками пшеницы.
       С другой стороны, даже в тех случаях, если ожидаемого коммерческими Производителями падения цены на пшеницу не произошло, и цена на неё наоборот - возросла, все равно при этом часто они могут не только терять, но даже заработать. Ведь в отличие от спекулянтов у них есть весомый козырь - реальный товар. Поэтому, даже если цена на пшеницу растет, и Производители терпят при этом убытки на фьючерсах, они могут с лихвой компенсировать эту потерю выходом на спотовый (реальный) рынок и продажей там подорожавшей пшеницы.
       Благодаря этому они могут позволить себе и дальше терять деньги на фьючерсах при растущем тренде, сохраняя свои убыточные позиции путём их переноса с одного контракта на другой. Они так поступают потому, что по прежнему нуждаются в хеджировании рисков с использованием фьючерсных контрактов на тот случай, если цена на пшеницу все же вдруг резко упадёт. Более того, им в некоторой степени даже выгодно продолжать продавать фьючерсы на растущем рынке, поскольку как хеджеры, коммерческие Производители тем самым блокируют свои потери в более высокой цене на реальный товар. И если рынок резко упадёт, они в первую очередь и с удовольствием реализуют эти свои хеджерские страховки.

       С точностью до наоборот происходит на дне рынка. Теперь уже коммерческие Переработчики, после продолжительного падения цены на пшеницу и достижения ею оптовой зоны, а также после получения опережающей информации, к примеру, о вероятном наступлении в ближайшем будущем её дефицита и последующего подорожания (например, из-за прогнозов неурожая, или из-за увеличения квот на экспорт), начинают интенсивно скупать (накапливать) у надеющихся на дальнейшее падение цены спекулянтов максимально возможное количество фьючерсных контрактов. Ведь такие контракты не требуют немедленного вывоза всей купленной пшеницы и необходимости хранить её на своих складах. К слову сказать, при этом Переработчики ещё попутно экономят и на расходах по хранению этой пшеницы до тех пор, пока не возникнет реальная потребность в ней.
       В итоге, таким образом хеджеры-Переработчики также хеджируют свои основные риски, связанные с вероятным повышением цен на пшеницу в будущем из-за её дефицита, заодно поглощая на рынке всё предложение и разворачивая цену вверх, формируя новую тенденцию к началу восходящего тренда. А спекулянты, как и ранее, подхватывают и разгоняют это движение, пытаясь на нем заработать.
       Но опять же, по закону рынка с ростом цены начинает расти и предложение. Поэтому с началом растущего тренда наступает время активизироваться коммерческим Производителям, которые будут стремиться увеличить в следующем году реальное производство пшеницы, например, засевая ею дополнительные площади, чтобы в случае наступления прогнозируемого дефицита зерна и возросшей цены на него, получить хорошую прибыль от своего основного сельскохозяйственного бизнеса.
       Надо думать, что по мере развития этой ситуации и при наступлении реального дефицита зерна коммерческие Переработчики также будут стараться увеличить собственное производство, используя ранее закупленную по фьючерсам пшеницу, чтобы заработать на возросшем из-за дефицита спросе на их базовый актив, также получая дополнительную прибыль от своего основного бизнеса. Безусловно, если при этом коммерческие Переработчики станут остро нуждаться в сырье, то чтобы не прерывать свою основную бизнес-деятельность они будут платить за это сырье практически любую цену. Но ни одна компания не хочет оказаться в такой ситуации, поэтому Переработчики управляют своими закупками так, чтобы всегда иметь достаточный запас сырья по как можно меньшей цене.


8 комментариев:

  1. Рынки с полным доступом - таких нигде нету. Все рынки по жесткой манипуляцией крупного капитала. У кого власть - у того и неограниченный доступ к капиталу, хоть в постсоветском пространстве, хоть на западе. Суть одна и та же: выжимать из людей бабло, т к у них доступ к капиталу ОГРАНИЧЕН.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Безусловно, в чистом виде ничего не существует. Абсолютно свободного доступа нет в природе. Но все познаётся в сравнении...

      Удалить
    2. Очень грамотная статья! Читал с большим удовольствием) спасибо!
      Только вот у меня есть несколько вопросов, если автор ответит, буду очень рад)
      1. Про мелких спекулянтов, которые теряют деньги на рынке понятно, а как дела обстоят с успешными трейдерами, которые зарабатывают... Ведь они как раз уносят деньги с рынка... Чем успешный трейдер полезен?
      2. Не могу понять, получается, что любой заработок трейдера это чей то убыток? Такого же мелкого спекулянта? или не так? Т.е мы, тредеры, просто отнимаем деньги друг у друга? Если я, допустим, сегодня наторговал на 10 тысяч, получается я эти деньги как бы косвенно у кого то отобрал? Тогда какая здесь польза? Платят за услугу или труд, а тут получается я просто забрал у другого...
      Прошу простить, если вопросы глупые, но очень хочется найти на них ответы!

      Удалить
    3. Да, трейдинг - это высококонкурентная "игра" с нулевой суммой: один получает прибыль исключительно за счет убытка другого, стоящего на противоположной стороне сделки. Но не зависимо от исхода (прибыль или убыток), своим активным участием в торговом процессе трейдеры-спекулянты "производят" уникальный рыночный продукт - ценовое движение. Зачем оно нужно - понятно из статьи.
      А разве в других видах бизнеса не так? При наличии жесткой рыночной конкуренции более успешные фирмы, обладающие конкурентным преимуществом, получают дополнительную прибыль исключительно за счет потерь своих менее успешных конкурентов. Но в итоге такая конкуренция - благо для рынка.

      Удалить
    4. Спасибо за ответ!)
      Многие говорят, что небольшой спекулянт отбирает деньги не у своих "коллег" мелких спекулянтов, а у больших игроков (фонды, банки и т.п). Т.е для них наши заработки ничтожны и идут, как издержки, чтобы войти в позицию. Т.е они как бы платят нам "мелким" за услугу, чтобы удобно и быстро войти в позицию.. Так ли это?
      А если говорить про бизнес, то тут сравнение получается не совсем ведь точное, т.к конкурирующие фирмы как таковые не забирают друг у друга деньги, платит ведь потребитель...
      Ну наверное получается любую профессию можно так препарировать и везде будет одно и тоже-даже благородные врачи, получается отнимают деньги друг у друга,если к одному из них, вследствии большей квалификации, идут больше пациентов))
      Я почему так заморочился-всегда, когда торгую, возникает какая то неловкость и дискомфорт от того, что заработанные деньги я как бы получается забрал у такого же, как я и он после этого остался несчастлив, а может и того хуже... вот такой вот я сердабольный)

      Удалить
    5. По поводу последнего вопроса: возможно, точно ничего сказать не могу. Видимо в целом после прочтения этой статьи у многих складывается ложное представление, что рынку полезны только последовательно теряющие трейдеры)) Это не так. Тут я видимо виноват. Конечно, полезны и нужны все активные участники и спекулянты. Надо будет внести в статью соответствующие корректировки. Спасибо за вопросы.

      Удалить
    6. А конкурирующие фирмы забирают пришедшие на рынок деньги именно друг у друга. Посредством покупателей.

      Удалить
  2. Очень актуально. Спасибо автору. Никакой революции не было - передел рынка под громкими лозунгами вот и все.

    ОтветитьУдалить