Тематика блога

Уважаемые посетители. Данный блог посвящен трём основным составляющим прибыльной торговли на финансовых рынках:

1) Простой и эффективной торговой стратегии Price action.

2) Правильному и эффективному управлению риском и торговым капиталом.

3) Правильной торговой психологии и торговому мышлению.

Миссия блогасовместными усилиями достичь понимания того, что на самом деле представляет собой прибыльный трейдинг; помочь самому себе и читателям избежать потерь и добиться успеха на рынке.

Не останавливайся на том, что знаешь. Это может быть иллюзией...

суббота, 17 сентября 2016 г.

ИЗВИЛИСТАЯ КРИВАЯ ОБУЧЕНИЯ ТРЕЙДИНГУ. Часть 2



Учиться или самообучаться, вот в чём вопрос!

Согласно определению, под упоминаемой в названии этой статьи кривой обучения понимается процесс получения новых знаний и(или) приобретения новых навыков. В общем случае, кривые обучения, в том числе и нашего обучения трейдингу, можно представить следующим образом, как показано на рис. 1. Причем основными неотъемлемыми атрибутами процесса обучения являются приложенные при этом усилия обучающегося, а также полученные им знания и умения.


Рис. 1. Кривые обучения трейдингу

Начнём рассмотрение этого важного вопроса с красных кривых, характерных для самостоятельного обучения трейдингу. При этом площади фигур, ограниченные этими кривыми и осями координат, представляют собой общий объём приложенных при обучении усилий (под сплошной линией), а также суммарный объём приобретённых при этом знаний и умений (под пунктирной линией).
Однако в таком высококонкурентном бизнесе как трейдинг, где нас не ждут с нашими истинными знаниями и правильным пониманием реального состояния дел, в подавляющем числе случаев искомая учебная информация будет далека от истины. Наоборот, она как правило будет ложной и уводить начинающего самообучающегося трейдера на путь будущих торговых крахов, сливов и разочарований. Ведь каждый начинающий трейдер как правило изучает все то, что изучают и все остальные начинающие трейдеры, используя общедоступную информацию и посещая всевозможные курсы трейдинга. Однако стоит вдуматься: если вы будете изучать и знать то же самое, что и все остальные, а также применять эти типовые знания на практике как и все, будет ли у вас какое-то преимущество в таком высококонкурентном бизнесе, как трейдинг?
Но даже истинную информацию о реально прибыльном трейдинга самоучке бывает довольно сложно собрать и усвоить из-за её разбросанности по различным источникам и интернет-ресурсам, из-за объёмности и хаотичности этой информации, а также из-за возможной сложности в её понимании и самостоятельной проработке. К тому же многим обучающимся трейдерам характерно беглое спешное чтение и поверхностное ознакомление со столь полезной информацией. А ведь её нужно не просто читать внимательно. Ее нужно тщательно прорабатывать и желательно в распечатанном виде, с карандашом и маркером в руках, пытаясь при этом осознать и правильно понять суть основных мыслей и положений! Можно двигаться впопыхах, "проглатывая" книгу за книгой, и оставаться на месте, а можно вдумчиво идти от страницы к странице, от раздела к разделу, применяя понемногу новые знания на практике, при этом на голову опережая конкурентов.
И не следует бояться и избегать длинных развернутых текстов с "большим количеством букв" (как кто-то написал в комментарии к одной из моих статей - "многобукафф":)), лирическими отступлениями и "словоблудием" авторов. И хотя многим хочется сэкономить время, узнать все сразу и сейчас, а длинные тексты их раздражают, все же стремление искать краткую обучающую информацию мешает её эффективному усвоению, как бы парадоксально это ни звучало. Американские ученые определили, что именно длинные тексты помогают лучше запоминать информацию. Мозг сам выбирает, что для него важнее и полезнее. В кратких же содержаниях и маленьких сообщениях каждое предложение кажется важным, а это создаёт трудности для запоминания.
       Таким образом, знания лучше "пить" разбавленными. Хотя, не всем это под силу. Вечная спешка и занятость, суета, отсутствие истинного интереса к трейдингу при слабой внутренней мотивации часто принуждают трейдера беспорядочно и не системно шнырять по источникам информации в поисках неизвестно чего; не дочитав до конца один материал, не доведя дело до конца, бросать ознакомление с ним и кидаться на другой и т.д. К примеру, если взять во внимание эту статью, то по статистике к просмотру ее части 2 доходит лишь треть от тех читателей, которые ознакомились с частью 1. Так что если вы еще читаете эти строки части 2, то можете себя поздравить и похвалить за вашу стойкость и упорство.))
Однако задача самообучающегося трейдингу состоит не только в том, чтобы проработать до конца и понять тексты с учебным материалом. Важно также "прожить" прочитанное. Во-первых, для этого полезным будет составление краткого конспекта прочитанного и изученного. Причем, конспекта не набранного на клавиатуре, а написанного от руки. Хотя бы самых важных мыслей на полях распечатки. Ряд учёных подтвердили, что во время конспектирования от руки задействовано больше участков мозга, чем при печатании на клавиатуре: знания "лезут" в голову не только через глаза и уши, но и через пишущую руку)). Кроме того, некоторые психологи предлагают делать конспект по системе двойного кодирования: записывать новые мысли и информацию, и одновременно зарисовывать ассоциации, которые эта информация вызывает. Благо, трейдерам найдётся что зарисовывать...
Во-вторых, "прожить" - значит спорить с прочитанным, обсуждать его. Хотя бы с самим собой. Доказано, что речевое проговаривание вслух способствует как более эффективному запоминанию новой информации, так и лучшему осознанию тех или иных действий. Кроме того, надо пытаться примерить полученные знания на себя, а также "прощупать" новый метод, проверяя прочитанное на практике. В 2000-х годах американские ученые доказали, что если в течении ближайших 3-х суток после получения новой информации человек не применил её на практике, то эффективность пройденного обучения существенно снижается.
В связи со всеми выше перечисленными особенностями самообучения лишь немногим трейдерам удаётся найти, самим систематизировать, тщательно проработать и обобщить действительно полезную обучающуюся информацию, а также в последующем правильно и грамотно использовать её на практике для извлечения торговой прибыли на рынках.

Улучшить ситуацию с обучением трейдингу может использование услуг торговых школ и курсов с преподавателями и наставниками, естественно, при условии преподавания ими действительно нужных и полезных вещей, прибыльных торговых методик и стратегий. Имеются ввиду те школы и курсы, в которых не предусмотрено много времени на изучение обычного технического и фундаментального анализа, так глубоко, долго и упорно штудируемых толпами начинающих трейдеров.
Кроме того, это школы, в которых принято уходить от шаблонов торгового мышления и стадных инстинктов, характерных для погрязших в иллюзиях масс. Наоборот, обучение в них должно быть основано на правильном и реальном торговом мышлении. И все это для того, чтобы выпускники таких школ смотрели на рынки глазами реальности и действительности, а результаты их торговли отличались от типовых печальных результатов остальных начинающих трейдеров, характеризующихся последовательными убытками и потерями депозитов.
В этом случае кривые обучения преобразовываются и становятся такими, как отмечено на рис. 1 синим цветом, став более эффективными и требующими от начинающего трейдера меньше времени и образовательных усилий при одновременном увеличении объёма полученных полезных истинных знаний и умений.
Академики +Online Trading Academy нас учат, что если мы действительно хотим стать успешными трейдерами, то самый быстрый способ – это научиться тому, что умеют делать успешные трейдеры. Большинство нынешних профессиональных трейдеров преуспели в трейдинге, преодолев путь проб и ошибок, пройдя школу потрясений, разочарований и тяжелых ударов при движении по своей кривой обучения. Надо искать таких наставников и обращаться к ним за помощью. Иными словами, надо реализовать так называемую ролевую "модель наставника". При этом не стоит быть упрямым и гордым, идя на поводу у собственного эго и слепо надеясь только на собственные силы и возможности. Трейдинг этого не терпит, здесь это наказуемо.


Коммерческий интерес академиков в этом совете понятен. Тем не менее, они правы: действительно, наличие рядом толкового, опытного и откровенного наставника помогает существенного сократить процесс обучения путем передачи информации о тех ошибках, которые трейдер-наставник сам совершал в течение всей своей предыдущей торговой практики. Такое обучение даёт возможность слушателям избежать или хотя бы свести к минимуму собственные ошибки в своей торговле за счет учета прошлых чужих ошибок.
Но это не единственный плюс обучения в школах трейдинга. Такое обучение – особенно практические занятия, – даёт возможность начинающим трейдерам-слушателям воочию ознакомиться с конкретными торговыми действиями опытных наставников, чтобы в дальнейшем и самим использовать такую же или схожую тактику. Чтобы заново не изобретать велосипед.
Такое обучение поможет новичку раскрыть личную торговую программу опытного трейдера, представляющую собой последовательность его психических и поведенческих кодов: как и что он думает, как рассуждает, как он себя ведет, что и как он делает прочее. К примеру, в самой академии ОТА для этой цели была создана специальная программа расширенного обучения трейдингу (XLT), где слушатели во время живой торговой сессии планируют и открывают реальные торговые сделки под непосредственным руководством и контролем опытных трейдеров-инструкторов. Тем самым они получают ключ к воспроизведению знаний и опыта своих наставников.
Еще одним важным преимуществом школьного образования перед самообучением является то, что здесь вы и обучаетесь теоретически, и выполняете практическую торговлю не сами, а с такими же слушателями, которые как правило испытывают схожие проблемы и успехи. Это приводит к появлению групп поддержи с общими целями, взглядами, интересами и задачами, с командным духом, с эмоциональной связью и приверженностью одной методике и стратегии торговли. Формирование такого сообщества единомышленников способствует возникновению синергетического эффекта, что может значительно повысить эффективность обучения, обеспечить точность, дисциплинированность и личную ответственность в исполнении запланированной торговли, одновременно уменьшив чувство опасения, которое мы часто испытывает при торговле в изоляции.
Согласитесь – все это дорогого стоит, и за это, конечно же, придется заплатить. Но может действительно лучше заплатить, чем отдать те же деньги (а скорее всего – и значительно больше), сливая при самообучении свои депозиты в результате мучительных торговых проб и грубых ошибок на пути движения по своей низкоэффективной и изнурительной кривой обучения? Ведь без школы и грамотного наставника в процессе самообразования начинающие трейдеры часто:
  • изучают не то, что действительно важно и нужно для прибыльного трейдинга;
  • если даже изучают то, что нужно, то как правило не старательно и поверхностно, без тщательной проработка и документирования, без глубокого анализа учебного материала;
  • не справляются с психологическими моментами, не формируют правильного торгового и вероятностного мышления, столь важного в трейдинге.
Безусловно, сейчас многие, прочитавшие предыдущие строки выше, могут резонно заметить: раз уж академики ОТА и подобные им наставники из других уважаемых школ обучения торговли такие большие профи в трейдинге, то почему они учат кого-то торговать и плодят себе конкурентов? Ведь вполне очевидно, что они могут зарабатывать на жизнь без преподавания, только торгуя для себя и не заморачиваясь на учебный процесс, на составление учебных планов и написание тематических статей, на подготовку учебников, презентаций и видеороликов прочее.
Сначала скажу от себя. Дело в том, что подготовка и непосредственно участие в таком учебном процессе является для трейдера чуть ли не идеальным занятием, позволяющим, с одной стороны, все время оставаться в трейдинге, держа себя в постоянном торговом тонусе, и в то же время отвлекаться от рынка, от личной торговли и собственных активных сделок, тем самым способствуя реализации уже ранее неоднократно упоминаемого в этом блоге принципа «установил и забыл».
К тому же, есть такая шутка: пока объясняешь что-то слушателю, и сам начинаешь это понимать)). Или по-другому: если чего-то не знаешь или не понимаешь - начни это преподавать, и все станет ясно)). Дело в том, что когда человек объясняет, он стремится упрощать, чтобы его поняли. Когда он делится опытом, он начинает приводить примеры и детализировать. В итоге, сам начинает лучше понимать и осознавать. Таким образом, преподавание дает наставнику возможность реализовать через слушателя механизм обратной связи, позволяющий как бы заново осознать и структурировать собственные знания и опыт. Ведь только потому, что кто-то делает что-то хорошо, совсем не означает, что он знает, как он это делает)). С годами доведя свои знания до неосознанной компетентности, а действия - до автоматизма, он уже просто забыл, как он все это делает. К примеру, попробуйте объяснить не умеющему ездить на велосипеде, как вы сами это делаете и почему не падаете. 
Кроме того, согласно утверждению академика +Brandon Wendell, у многих успешных трейдеров со временем возникает большое искреннее желание помочь начинающим трейдерам стать такими же успешными и достичь своих целей в трейдинге. Наивно? Не думаю. Вспомните о меценатах и благотворительности. Психологи утверждают, что такое стремление безвозмездной помощи делает человека счастливей и духовно богаче. К тому же, для многих из них это вопрос престижа и личных амбиций, а также хороший повод "выйти к людям" для общения. Таким образом, в процессе передачи своих знаний и опыта наставник ощущает, что является частью более широкого общества. И это важно, ведь люди - социальные существа, мы нуждаемся в таком ощущении.
Но желание помочь и пообщаться – не единственный мотиватор трейдеров-наставников. В процессе обучения они, как правило, требуют от своих слушателей строгой подотчетности и беспрекословного следования правилам торгового плана, что постоянно напоминает им самим о необходимости поддерживать также и свою личную дисциплину в своей торговле. К тому же, постоянное освежение при этом своих знаний, а также наблюдение за торговыми концепциями глазами своих учеников, мешает наставникам самим стать несвежими. Ведь всегда и всем, даже опытным трейдерам, легко сбиться с пути торгового успеха, легко уйти в небрежность и недисциплинированность. А вот обратно вернуться на него – уже значительно сложнее.
Поэтому торгуя перед студентами в учебных классах, преподаватель каждый раз вынужден спрашивать себя: «Хочу ли я, чтобы студенты увидели эту сделку?» Ответ на этот вопрос часто не допускает халтуры, безответственных и непродуманных торговых действий. Ведь потерять авторитет и «упасть» в глазах своих учеников никому не хочется.

Как итог ко всему выше написанному, можно изложить следующие советы и рекомендации для начинающих обучающихся трейдеров:
  1. Не распыляться на несколько направлений сразу. Нельзя одновременно учиться многим методикам и подходам к трейдингу, иначе в голове будет каша. Следует остановиться только на том, что вы считаете важным и нужным сейчас. К тому же, знания впрок нельзя применить на практике, поэтому их легко забыть.
  2. Правильно читать. Читая и перечитывая новый материал, следует стараться понять его, а не просто дочитать до конца. Выписывайте, конспектируйте и ассоциируйте полезную информацию и мысли. Проявляйте любопытство, размышляйте над тем, что не совсем понятно или спорно. Если что-то не удалось понять с первого раза, вернитесь к вопросу позже и взгляните на него по-другому на основе полученного опыта.
  3. Учиться у других. Спросить эксперта, понаблюдать за действиями опытного трейдера и наставника, прислушаться к его советам, рекомендациям и замечаниям гораздо полезнее, чем самому искать информацию и ответы на интересующие проблемные вопросы. Даже при наличии Интернета и поисковых систем. Живой человек даст не сухую теоретическую информацию, а уже переваренную и проверенную личным опытом. Ищите таких людей.
  4. Практиковать новое, если неэффективность старого доказано личным опытом, либо опытом заслуживающих доверия трейдеров. Для этого следует непрерывно развиваться, само совершенствоваться и общаться. А также экспериментировать, но сначала, естественно, на демо-счете.
  5. Учить других. В хорошем смысле этого слова. Учить тому, что наверняка знаешь сам. Без хвастовства, зазнайства и демонстрации превосходства. Не только вы нужны ученику или слушателю, но и он вам нужен. Чем проще и доступнее вы научитесь пересказывать и объяснять новые знания, а также передавать личный опыт, тем понятнее все это станет для вас. Причем, чем более сложный вопрос вы объясняете, и чем ниже уровень торгового мастерства слушателя, тем полезнее будет для вас такое обучение других.
       Кстати, судя по комментариях на различных трейдинговых интернет-ресурсах, многие читатели моих статей ошибочно думают, что если я постоянно упоминаю (в том числе и в этой статье) об академиках +Online Trading Academy, то тем самым как бы завуалированно рекламирую эту школу, являясь ее "тайным" рекламных агентом под прикрытием)). Уверяю вас - это не так, а я даже английского языка толком не знаю. Если бы они задались целью внедрить в наши массы такого агента, то им логичней было бы подыскать кого-то другого, хотя бы нормально владеющего языком. Думаю, достойных нашлось бы немало. К тому же, если я не ошибаюсь, на наших бескрайних просторах в 1/6 суши Земного шара академия ОТА пока не имеет своих филиалов и представительств.
       Безусловно, мои упоминания и ссылки невольно привлекают внимание читателей к академикам ОТА, к самой академии, и некая реклама все же получается. Но я точно так же часто упоминаю и +Nial Fuller, являясь приверженцем и его торгового подхода, с его торговым опытом, школой и философией. Однако это делается, во-первых, потому, что этика использования чужой информации и идей требует ссылаться та соответствующий ресурс и автора. А во-вторых, этими ссылками я всего навсего просто отдаю дань тому, что сам получил от этих авторов, отыскивая, читая, прорабатывая и анализируя их статьи в интернете. А также из-за уважения к используемым в упоминаемых школах подходам в подборе преподавательских кадров и обучении слушателей, явно отличающимся в лучшую сторону от подходов бесчисленных курсов и школ на наших постсоветских просторах, о чем я уже писал ранее. Так что никаких "заговоров" и заманиловок по отношению к моим уважаемым читателям здесь нет)).
       Кроме того, некоторые читатели в своих комментариях также указывают на тот факт, что я здесь слишком обширно и подозрительно навязчиво описываю преимущества обучения в школах трейдинга перед самообразованием. Возможно, но обращаю ваше внимание на то, что это касается не всех школ подряд, а только тех, которые действительно обучают реально последовательно прибыльным вещам. А не тех школ, обучение в которых способствует только быстрому сливу депозитов во благо всевозможных брокерских контор, которые часто сами же и организовывают подобные школы или курсы. Думаю не ошибусь, если скажу, что действительно хороших и правильных школ - единицы на нашей планете. Вот именно о них и идет речь выше. Ищите такие школы, и в этом мой посыл! А если не найдете, или у вас нет возможности там учиться, то тогда уж лучше заняться самообразованием с осторожным и критическим подходом, чем попасться на крючок псевдоправильного примитивного обучения.

«Так выпьем же за кибернетике!»

Дальше предлагаю читателям окунуться в некоторые цифры и проценты, дающие нам возможность оценить и сравнить эффективность самообучения трейдингу с эффективностью обучения в школах под руководством опытных практикующих наставников.
В первую очередь вспомним об известном законе Парето (или принципе 20/80), чтобы опираться на него в процессе наших подсчетов и рассуждений.
Далее для сравнения выделим две категории начинающих трейдеров:
  1. Те, которые занимаются только самообразованием.
  2. Те, которые обучались в школах и на курсах.
В свою очередь, вторую категорию трейдеров можно разбить на две подкатегории:
  • те трейдеры, которых постигла неприятная участь ложного обучения в псевдошколах или на псевдокурсах псевдоуспешного трейдинга;
  • те трейдеры, которые получили истинное торговое образование под руководством опытных и действительно успешных в трейдинге практикующих наставников.
Думаю, что первую подкатегорию трейдеров, прошедших обучение в псевдошколах и которые скорее всего составляют большинство среди обучающихся в школах новичков, сразу же следует исключить из рассмотрения. Дело в том, что все 100% этих трейдеров изначально будут по определению получать обучающую информацию, в целом не имеющую ничего общего с действительно прибыльным трейдингом. Изучение и последующее применение в торговой практике всевозможных индикаторов, графических и свечных моделей, уровней, теорий фундаментального, волнового, фрактального анализов рынка и т.п., без понимания истинного состояния дел в трейдинге, как правило способствует только ускоренному сливу торговых депозитов.
Закончившие такие школы трейдеры, в последствии слив несколько своих депозитов, в конечном итоге разочаруются или в эффективности каких-либо трейдинговых курсов и школ, или же в трейдинге вообще. Согласно закону Парето можно предположить, что около 80% из них распрощаются с трейдингом навсегда, а оставшиеся 20% либо начнут заниматься самостоятельным поиском и изучением прибыльных торговых стратегий (пополнят ряды категории 1), либо же поиском школ, дающих действительно истинные знания о прибыльном трейдинге (пополнят ряды 2-й подкатегории категории 2, дальше – просто категории 2). Таким образом, в наших дальнейших подсчетах имеет смысл рассматривать только эти две оставшиеся категории трейдеров, отмеченные выше курсивом.

Начнём рассмотрение с категории 1 – трейдеры, которые занимаются самообразованием. Согласно закону Парето можно предположить, что лишь 20-ти процентам из них удастся попасть на след действительно истинного самообучения реально прибыльным в трейдинге вещам. В свою очередь, из этих 20-ти процентов только около 20% смогут осознать суть функционирования финансовых рынков и эффективной торговли на них благодаря наличию у этих трейдеров врождённых способностей и внутренней мотивации. Остальным скорее это будет не под силу.
Но и это ещё не всё. Из оставшихся трейдеров, постигших суть, около 80% вероятней всего не справятся со своими психологическими проблемами. Из-за чрезмерной эмоциональности, недисциплинированности, отсутствия терпения и не решительности они тоже расстанутся с трейдингом. В итоге, останется снова около 20% торговцев. Вот и считайте: 0,2*0,2*0,2=0,008. Таким образом, в трейдинге остаётся, грубо говоря, чуть меньше 1% от всех начинающих трейдеров, идущих по пути самообразования.
Наконец, если учесть тот факт, что образовательный путь этих трейдеров будет проходить по достаточно нелёгкой и малоэффективной красной кривой обучения (см. рис. 1), то реальный процент может оказаться и того ниже. У многих просто не хватит запаса терпения и внутренней мотивации, у них банально сдадут нервы. Если предположить, что таковых может быть около 80%, и только 20% всё же преодолеют этот путь до конца, то в итоге получаем 0,008*0,2=0,0016. Т.е. остается всего около 0,16% трейдеров, потенциально способных достичь профессионального уровня путём самообразования. Если округлить, то это около 15-ти человек на каждые 10000 начинающих трейдеров.
Вам не кажется, что я завысил эту цифру?)) В реальной действительности может быть ещё меньше!

Теперь давайте посмотрим, как выглядит ситуация с трейдерами категории 2. Здесь картина немного лучше. Ведь по определению все они изначально будут обучаться истинным торговым знаниям, да ещё и под руководством опытных и успешных в трейдинге практикующих наставников, двигаясь по более эффективной синей кривой обучения (см. рис. 1).
Тем не менее, как и для предыдущей категории начинающих торговцев, большинству из трейдеров категории 2 также будет свойственно отсутствие стойкой внутренней мотивации и высокой работоспособности, а также наличие трудноисправимых психологических проблем. Поэтому в итоге получаем: 0,2*0,2=0,04. Таким образом, в трейдинге остаётся, грубо говоря, около 4% от всех начинающих трейдеров, решивших пройти обучение в престижных школах торгового мастерства. Впрочем, об том проценте я уже упоминал в одной из статей этого блога.
Ну что же, 4 процента – это уже лучше, чем 0,16%. Но не легче)). Чтобы понять это, попробуйте дать себе ответы на следующие два вопроса:
  1. Вы готовы заплатить приличную для многих из нас сумму и в дальнейшем пройти весь нелёгкий путь по кривой обучения, чтобы в итоге попытаться попасть в эти мизерные 4%? Даже если эта кривая – синяя, а не красная.
  2. Вы желаете, опять же заплатив ту же приличную сумму за обучение в школе и потратив на своё обучение трейдингу достаточно времени и усилий, в итоге оказаться среди оставшихся 96%?
Владельцы, руководители и преподаватели школ и всевозможных курсов по обучению трейдингу! Никому не показывайте эти цифры, особенно своим нынешним и потенциальным студентам и слушателям!) Иначе я не виноват!!))

Почувствуй себя наставником

А теперь в качестве эксперимента предлагаю читателям мысленно стать на другую сторону образовательного процесса – не на сторону ученика, слушателя или студента, а на сторону преподавателя-наставника. При том задайте себе следующий вопрос: каких начинающих трейдеров-слушателей вы хотели бы видеть перед собой в аудитории или за торговым терминалом, а какие слушатели вам не нужны? Возможно поиск ответа на этот вопрос поможет вам самим лучше и эффективнее обучаться трейдингу.
Лично я для себя определил следующее. Мне были бы категорически не нужны такие начинающие трейдеры-ученики:
       1) Те фантазеры, которые остро нуждаясь в денежных средствах и часто бросив предыдущую малодоходную работу, мечтают легко и быстро, без достаточного опыта и знаний, с начальным депозитом из последних в кармане или заёмных 100$, заработать невиданные капиталы благодаря трейдингу, тем самым планируя обеспечить себе кардинальные финансовые улучшения своей жизни. Ведь придя сегодня на первое занятие, уже завтра они будут требовать от меня быстрее переходить к практике, а послезавтра начнут возмущаться, почему они ещё не миллионеры. При этом они будут ныть, что им срочно нужны деньги, не понимая, что в трейдинге нет места как нытью, так и "необходимости денег". Тем более - денег легких.
       Наоборот, мне нужны реалисты, которые не ищут в трейдинге легких денег и готовы потратить годы на торговое образование, изучение рынков, на приобретение навыков, на получение богатого опыта и становление торгового профессионализма, одновременно стремясь к познанию себя, своих сильных и слабых сторон. Мне нужны ученики с внутренней мотивацией, ум которых ориентирован в первую очередь на обучение тому, как правильно и прибыльно торговать, как развить свои позитивные торговые привычки и стать последовательно прибыльным трейдером, а не на то, сколько денег здесь можно сделать.
       2) Те, которые не могут начать нового обучение с чистого листа, предварительно выбросив из своей головы весь накопленный ранее, бесполезный для действительно прибыльного трейдинга торгово-образовательный хлам, потому как "налить можно только в пустую чашку". Если эта "чашка" будет оставаться заполненной старыми лжезнаниями, то новые будут литься впустую, только для того, чтобы сразу же растечься мимо.
       К тому же, такие ученики неминуемо начнут пытаться комбинировать новые вновь приобретённые знания, методики и подходы со своими старыми методами торговли, которые уже продемонстрировали свою несостоятельность. Именно несостоятельность, а иначе почему тогда они не остановились на этих своих старых методах, а пришли обучаться чему-то новому?
       Комбинирование же может привести практически к полному выхолащиванию правил изначально эффективных преподаваемых торговых стратегий. К тому же, согласно наблюдений тех же академиков ОТА, многие из таких трейдеров даже после прохождения полного цикла обучения часто в итоге снова возвращаются к своим старым закоренелым методам торговли, надеясь что они все же окажутся успешными.
       Изменение старой системы верований и убеждений является одной из основных задач торгового преподавателя или инструктора. Однако такое изменение может оказаться для многих существенным препятствием. Как поет Вилли Токарев, "привычки вора удивительно сильны")).
       3)  Те, кто сомневается в том, на те ли курсы по обучению трейдингу они пришли. Такие слушатели будут постоянно одергивать своего преподавателя, отвлекать его своими сомнениями или поправлять его ссылками на свои старые знания и навыки, отличные от преподаваемых, тем самым демонстрируя к нему элементарное неуважение как к учителю и наставнику, а также проявляя не доверие к правилам и методам преподаваемой им торговой стратегии.
       Я требую полностью довериться мне, раз уж ты сюда пришёл и хочешь у меня чему-то научиться! Я требую готовности к обучению и не предвзятого отношения к преподаваемой методике и основной стратегии торговли. При осуществлении этой стратегии я требую точности в ее практической реализации и дисциплинированного следования ее правилам без каких-либо экспромтов и отклонений. Я уже и так сыт годами поисков, сомнений и пространных дискуссий. Дискуссия приветствуются, но только конкретная, и в пределах преподаваемого материала. Если же кому-то кажется, что они изучают не то что надо, то им лучше сразу уйти и искать другого обучение, а не наводить смуту на аудиторию, ввергая ее в хаос беспредметной болтовни и сомнительных умозаключений.
       Когда трейдеры-ученики полностью принимают новую преподаваемую стратегию и все ее проверенные правила, а также считают, что она будет работать на их благо, только тогда они начнут подавлять свои сомнения, ощущая и выстраивая доверие к ней, что, в свою очередь, в дальнейшем будет способствовать получению последовательно прибыльных торговых результатов.
        4) Темпераментные, импульсивные и эмоциональные по своей природе трейдеры-новички, которые будут стремиться торговать малейшие колебания на рынке. Таким трейдерам трудно быть терпеливыми и дисциплинированными. Им будет невероятно сложно даже закончить образовательные курсы, не говоря уже о необходимости пройти весь дальнейший тернистый путь по освоению прибыльного трейдинга.

В завершение затронутой в статье темы образования хотелось бы отметить, что многие опытные трейдеры, в том числе и академики ОТА, указывают на важность для истинного и эффективного обучения трейдингу умения вовремя задавать нужные и правильные вопросы, а также искать на них правильные ответы. В частности, +Sam Seiden, описывая свой путь в трейдинге, задавал и пытался найти правильные ответы на следующие свои вопросы:
  • почему крупные учреждения зарабатывают?
  • почему мелкие трейдеры последовательно теряют на рынке, совершая одни и те же простые ошибки?
  • на чём в первую очередь надо сосредоточиться при анализе рынка?
  • что происходит на рынке, когда цена достигает своих важных и ключевых уровней?
  • где и когда рынок собирается развернуться, и куда он может пойти после этого разворота?
  • где спрос и предложение находятся в наибольшем дисбалансе, и как эта картина выглядит на ценовом графике? прочее.
Действительно, выяснив, как и почему крупные финансовые учреждения принимают те или иные торговые решения, можно пытаться пожинать те же награды. С другой стороны, обнаружив ошибочные действия мелких трейдеров и выяснив их причины, можно избежать существенных и последовательных потерь, стремясь не повторять этих действий в своей торговле.
Что касается ответов на многие другие свои вопросы, то после ряда лет поиска правильных ответов Сэм пришел к выводу, что только любопытство, наблюдательность, здравое мышление, а также стремление держать все простым и логичным открывают нам двери возможностей и торговых успехов в трейдинге.

Однако легко сказать! И вообще, друзья, я наблюдаю у себя некий парадокс:
временами, глядя на ценовой график, я ловлю себя на той ужасной мысли, что... не знаю, как нужно правильно торговать! Я так ничему и не научился?!
Как называется этот синдром? Может мне пора прекратить читать, обучаться и писать, и лишь просто торговать? Торговать, и ничего более?...

В связи с этим, в дополнение к тому, что уже сказано в комментариях к этой статье, уместно напомнить читателям известный и характерный для обучения принцип "круга знаний", наглядно продемонстрированный на рис. 2.


Рис. 2. Графическое отображение принципа "круга знаний"

Здесь видно, что граница круга знаний представляет собой линию нашего соприкосновения с нашими же незнаниями. Соответственно, чем больше мы получаем знаний в процессе обучения, тем больше становиться площадь круга, он расширяется. Но тем длиннее становиться и эта линия соприкосновения, ведь вместе с площадью круга растёт и его периметр. Поэтому чем больше у нас знаний, тем все больше нам кажется, что мы много не знаем.

1 комментарий:

  1. Спасибо за статью. Она полностью описывает мой путь обучения в трейдинге и могу сказать, что на 100% согласен с автором, особенно в части преподавания и его эффективности для структурирования собственных знаний в ходе него.

    ОтветитьУдалить