Недавно в украинском
аналитическом еженедельнике «Зеркало недели» была
опубликована статья под названием «Форекс-«кухни» с
разгромным анализом законопроекта,
который касается правового урегулирования в Украине торговли на рынке Forex.
Мне показалось, что данная статья может быть интересна не только украинским
трейдерам, тем более есть подозрения, что ситуация в других странах
постсоветского пространства продвинулась не на много дальше.
Рис. 1. Деятельность брокеров и дилеров на рынке Forex
Поначалу в своей заметке на личной Google-странице я выдвинул предположение, что в появлении данного законопроекта были заинтересованы, в первую очередь, украинские провайдеры рынка Forex, в частности дилерские конторы, которые таким образом пытаются лоббировать принятие выгодного для них закона об "имитированных" финансовых форекс-услугах, тем самым стремясь узаконить собственные так называемые форекс-"кухни". О взятых здесь в кавычки понятиях можно ознакомиться в этой же статье еженедельника.
Однако, в дальнейшем мне
стало понятно, что скорей всего это предположение было ошибочным. Наоборот,
выгода от этого закона форекс-дилерам, которые в настоящее время комфортно
«расположились» в оффшорных зонах, кажется весьма сомнительной. Вернее, эта
выгода может и имела бы место, если бы они всё время находились под юрисдикцией
Украины, а теперь получали бы узаконивание своего бизнеса. Но поскольку на
момент появления законопроекта они находятся в офшорах (фактически же действуя
в Украине), то весьма сомнительно, что у них появится желание оттуда уходить,
даже при появлении вполне приемлемого для них законодательства. Здесь нужен ещё
и очень «сладкий пряник» для выманивания, который явно не заложен в
анализируемый законопроект.
Поэтому, можно сделать
заключение, что в основном данный законопроект разрабатывался с учётом
интересов государства, а именно – с целью налогообложения «кухонной»
деятельности форекс-дилеров, и, таким образом, с одной стороны – признанием
законности такой деятельности, а с другой – получением государством своей доли
в виде налогов от все разбухающего трейдингового пирога в Украине.
Ну а где же тут интересы
простых рядовых трейдеров? Защищены ли они благодаря возможному превращению
указанного законопроекта в полноценный Закон? Увы. Похоже, что никого из
законодателей этот вопрос не волнует. Подозреваю, что не будет волновать и в дальнейшем,
даже в случае последующей доработки рассматриваемого законопроекта. Он
изначально не для того разрабатывался… А ведь трейдер, как и любой клиент в
бизнесе – основа этого бизнеса. Без первоочередной законодательной заботы о нём
сам же бизнес и будет обречён. Но этим законопроектом законодатель как будто
намекает дилеру: купи у государства лицензию, уплати ему налоги и делай с
трейдером что угодно, предлагай клиенту со своей форекс-«кухни» любые блюда,
пока он ещё жив.
Хотя, справедливости ради
надо сказать, что все же определённая забота о клиентах форекс-дилеров в
законопроекте прослеживается. Клиенты должны быть совершеннолетними,
дееспособными (хочется добавить от себя: психически устойчивыми:)), а еще
форекс-дилер должен заранее предупреждать трейдеров о рисках, в том числе и в
своей рекламе. Ну это понятно. И самое главное: законодатель обязывает
форекс-дилеров "воздерживаться" от действий, которые могут иметь
влияние на результат "имитированных" соглашений купли/продажи. Ну
действительно - не разрешать же! Имитируй, но честно! Вот только кто и как
будет проверять и контролировать? Где механизм? Кроме того, в проекте закона
предусмотрена также возможность компенсационных выплат клиенту на случай
банкротства дилера, что весьма актуально.
Итак, что мы имеем на сегодняшний день?
Для наглядности я решил
изобразить текущую ситуацию с дилерами и брокерами на рынке Forex
как в Украине, так и в большинстве постсоветских стран (если не во всех), в
виде следующей схемы, показанной на рис. 1.
Таким образом, брокеры,
обеспечивающие т.н. «арбитражные операции в трейдинге на условиях маржинальной
торговли», по поручению своих клиентов-трейдеров обеспечивают вывод их сделок
для отработки на реальном рынке Forex. При этом, поскольку они получают
вознаграждение в виде комиссии от этих сделок, брокеры заинтересованы как в
высокой частоте сделок, так и в их размере – чем больше, тем лучше. Исход же
самих сделок для них не важен.
Дилеры, аналогично
брокерам, также зарабатывают на комиссии от торговых сделок. Но в отличие от
брокеров, они не выводят эти сделки на реальный рынок Forex, а
предоставляя услугу т.н. «имитированного соглашения купли/продажи в системе
форекс», сами выступают контрагентами по отношению к трейдерам, как бы
располагаясь на другой стороне «рынка». При этом понятие «система форекс» не
имеет ничего общего с реальным рынком Forex, а является обычной профанацией, обозначая
лишь серверную часть программного обеспечения форекс-дилера, которая имитирует
заключение соглашений купли-продажи валюты.
Но, даже имея возможность
выводить сделки трейдеров на реальный рынок, дилер всегда сам может решать:
выводить или же рассчитываться с трейдером из «своих» средств. Фактически дилер
является «сам себе биржа».
И все бы ничего, лишь бы эта "биржа" функционировала, как следует. Однако проблема состоит в том, что таким образом дилеры получают возможность зарабатывать не только на комиссии, но и непосредственно на самих
торговых сделках трейдеров. Более того, они кровно заинтересованы в убыточности
этих сделок для трейдера, ведь его потери – это прибыль дилера. И наоборот. В
такой ситуации сложно "воздержаться" от злоупотреблений, от
манипулирования котировками и торговым процессом в целом.
Конечно, можно
предположить, что некоторые брокеры также не выводят всех сделок своих
клиентов-трейдеров на реальный межбанковский рынок валюты, при этом параллельно
оказывая услуги, свойственные дилерским центрам. Особенно, если это касается
мелких торговцев с их «копеечными» сделками, т.е. розничных трейдеров.
Однако, уважающие себя и
своих клиентов брокеры поступают подобным образом лишь с целью
минимизации своих издержек, а не с умыслом обмануть и обобрать несчастного
трейдера.
Хотя, не слишком ли я
лоялен к форекс-брокерам? Особенно, если учесть отзывы о
них и о форексе вообще известного +Билла Вильямса. Если кратко, то спектр
форексо-брокерско-дилерских "грехов" следующий:
- обманывают на завышенных комиссионных;
- являются покупателями и продавцами последней инстанции, т.е. "сами себе биржа";
- показывают нереально завышенные объёмы торгов (чтобы придать себе важности);
- из-за отсутствия на форексе центральной биржи искажают цены в предоставляемых трейдерам котировках, чтобы завысить реальный спред, а также собрать отложенные стопы трейдеров;
- не подлежат никакому административному регулированию и контролю (впрочем, это не их "грех");
- не возвращают деньги с депозитов в случае собственного банкротства (последствие отсутствия админконтроля);
- заманивают начинающих трейдеров не правдивой информацией о трейдинге и ложным рекламированием;
- блокируют обслуживание реально успешных трейдеров, так как при этом сами вынуждены нести убытки, находясь на другой стороне торговле этих прибыльных трейдеров.
Не слабо, правда?
Вымаливать им, да вымаливать! Исповедоваться, да исповедоваться! Каяться, да
каяться! Хотя, о чём я?
Таким образом, создание
правового поля в Украине для Forex-дилеров по сути ничего не меняет в их
нынешней фиктивной деятельности, а только узаконивает её. Узаконивает
форекс-«кухни», не обеспечивая при этом какой-либо защищённости их клиентов –
трейдеров. Деятельность дилеров как была, так и остаётся по своей сути
обслуживанием такого трейдинга, который скорее напоминает азартную игру, но
только под трейдинговой вывеской.
- Действительно, анализ основных характеристик дилерской «системы форекс», определенных законопроектом, на предмет их соответствия признакам азартной игры, таких как:
- платность (игра на деньги) — гарантийное обеспечение является платой за доступ к «системе форекс» (ставкой);
- обособленность (ограниченность) — «система форекс» является всего лишь серверной частью программного обеспечения форекс-дилера;
- наличие правил — «система форекс» функционирует по определенным правилам;
- фиктивность — вследствие заключения соглашений в «системе форекс» не осуществляется непосредственно обмен валют, соглашения являются «имитированными»;
- непродуктивность — в процессе игры не создается никакой добавленной стоимости, а процесс игры не имеет никакого общественно полезного эффекта (реальный же трейдинг такой эффект имеет, см. статью этого блога);
- неопределенность — результат игры зависит от случайности и не зависит от умения трейдера, ведь закономерности, существующие на реальном рынке Forex, здесь могут как выполняться, так и не выполняться,
подтверждает, что
предлагаемая законопроектом система соответствует ВСЕМ перечисленным
традиционным характеристикам игр на деньги.
Таким образом, можно
заключить, что этим законопроектом государство по сути предлагает дилерам
вступить в сговор на взаимовыгодных условиях. В сговор против нас – трейдеров!
Как зайца все звери хотят съесть, так на розничном трейдере все хотят любыми
способами заработать!
Но даже если случилось
чудо, и заработали мы - трейдеры (или ещё не потратили вложенного в депозит),
не спешите радоваться. Вот и они - печальные последствия наших диких реалий: http://ru.forex-mmcis.com. И
какие наши законы нас могут спасти?! И где теперь трейдерам искать крайнего?!
Помогут ли обворованным трейдерам вернуть свои деньги законы, типа того, что
рассмотрен выше?!
Кстати, а сколько эта
компания тратила на рекламу, привлекая все новых и новых потенциальных жертв? В
самом только Харькове чуть ли не весь общественный транспорт был ею облеплен. И
еще на телевидении, радио и прочее. А за деньги привлечённых - привлекала
следующих, и т.д. И вдруг - раз!! Попахивает обычной финансовой форекс-пирамидой,
которая рухнула в нужный момент.
"- Пора удира-а-ть...
- Пора, брат, пора!"
P.S.1. К настоящему моменту рассматриваемый
здесь законопроект был снят с рассмотрения в Верховной Раде. Видимо,
разработчики почувствовали собственную лажу)).
P.S.2. И в завершение можно привести краткие
инструкции для тех форекс-брокеров и форекс-дилеров, которым сложно
"воздерживаться" от всяких там махинаций:
P.P.S. Согласно информации сайта http://ib-brokerevda.com, в
РФ вступил в силу новый закон о форекс №10-ФЗ от 29.06.2015,
регламентирующий и регулирующий деятельность форекс дилеров в Российской
Федерации.
Вступление в силу этого
закона хотели перенести на год, но не сложилось… Поэтому с 1 января 2016
года он вступил в силу.
Если выразить суть
нововведений в двух словах, то они направлены на то, чтобы законодательно
урегулировать отношения между форекс компанией и ее клиентами на территории РФ.
Теперь форекс дилерам для
осуществления своей деятельности на территории Российской Федерации необходимо
соблюдать ряд требований:
- Подать документы и получить лицензию от Центрального Банка России на право ведения операций на форекс.
- Вступить в ряды саморегулируемой организации.
- Иметь собственный резерв средств не менее 100 миллионов рублей.
- Снизить кредитное плечо, предоставляемое клиентам. Теперь стандартное плечо будет составлять 1:50. Согласно новому законодательству, плечо может быть увеличено не более чем в 2 раза. Таким образом, максимальное значение составит 1:100.
- Исключительным видом деятельности брокера должно быть предоставление услуг на рынке форекс. Оно должно быть единственным, остальные виды деятельности для дилера запрещены.
- Деньги клиентов должны зачисляться на отдельные номинальные счета. Причем пополнение счета осуществляется только в системе банковских платежей.
Большинство обязательных к
выполнению пунктов этого Закона касаются форекс дилеров. А вот последний пункт
вызывает уже некоторые неудобства для клиентов, которые привыкли пополнять
счета по-простому, через всевозможные электронные кошельки. Но главная
неприятность для трейдеров в том, что согласно новому Закону о форекс в России
дилер становится налоговым агентом для клиента. Со всеми вытекающими отсюда
последствиями.
К вопросу об иностранных
форекс компаниях, которые имеют филиалы или представительства,
зарегистрированные на территории РФ. Если компания собирается работать на
территории РФ, то ей необходимо пройти все процедуры, предусмотренные
вышеуказанным Законом о форекс в России и получить соответствующую аккредитацию
в ЦБ Российской Федерации.
Иностранные дилеры и брокеры,
которые работают за пределами Российской Федерации, свою деятельность
осуществляют в соответствии с законами той страны, где они зарегистрированы.
Поэтому требования ЦБ согласно Закона о форекс дилерах в России на них не
распространяются.
При этом действующее
российское законодательство никак (пока, во всяком случае) не ограничивает
резидентов (граждан) России в заключении договоров с иностранными финансовыми
компаниями за пределами Российской Федерации.
Ну что же, подождём и
посмотрим, как закон реально будет работать)).
Комментариев нет:
Отправить комментарий