Тематика блога

Уважаемые посетители. Данный блог посвящен трём неразрывным составляющим прибыльной торговли на финансовых рынках:

1) Простой и эффективной торговой стратегии Price action на основе зон спроса/предложения.

2) Правильному и эффективному управлению риском и торговым капиталом.

3) Правильной торговой психологии и торговому мышлению.

Миссия блогасовместными усилиями достичь понимания того, что на самом деле представляет собой прибыльный трейдинг; помочь самому себе и читателям избежать потерь и добиться успеха на рынке.

Не останавливайся на том, что знаешь и в чём уверен. Это может быть иллюзией...

пятница, 1 декабря 2017 г.

УСИЛИТЕЛИ БАЗ И СТРАТЕГИЯ PRICE ACTION. Часть 2

Часть 1.


4) Усилитель «Касания (Retracement)»

Ранее в первой части данной статьи были рассмотрены три усилителя дисбаланса, из которых только два, согласно сделанным выводам, непосредственно касаются силы анализируемой базы. Это усилители «Сила (Strength)» и «Время и уровень (Time@Level)». Но ведь там же я упоминал статью +Sam Seiden, где речь шла не о двух, а о трёх усилителях, определяющих силу базы. Действительно, на самом деле есть ещё один такой усилитель, который называется «Касания (Retracement)». Однако если хорошенько вдуматься, то можно прийти к выводу, что в отличие от двух предыдущих «силовых» усилителей он показывает нам силу базы не в момент её формирования, а уже в момент её тестирования.



Безусловно, нам следует различать силу базы непосредственно в момент её формирования (Сф), и силу при её тестировании и открытии торговой сделки (Ст). В общем случае – это две разные величины, и их можно условно считать приблизительно равными только при первом тестировании базы: Сф=Ст1. В целом же, при n тестах базы, из-за выбивания из неё каждым последующим тестом какой-то порции остаточных ордеров (согласно академическому учению), и вызванного этим уменьшения дисбаланса и силы базы, будет справедливо следующее неравенство:

Сф=Ст1>Ст2>…>Стn                                                           (1)

Собственно, потому так и важен именно первый тест новой свежей базы, при котором ее сила считается максимальной. Если, конечно, не произойдут какие-то события, вынуждающие трейдеров массово убирать или наоборот – массово добавлять ордера в ранее сформированную базу или рядом с ней в течение того времени, пока цена движется обратно к этой базе для её і-го тестирования. И хотя это скорей всего происходит, мы вряд ли будем что-либо точно и заранее о нем знать, поэтому нам остаётся надеяться и ориентироваться только на приведенное выше выражение (1).
Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать важный ВЫВОДучёт только трёх ранее указанных «силовых» усилителей может быть достаточным основанием для определения силы базы и вероятности разворота цены от неё.
К примеру, если по этим усилителям база набирает 4-5 баллов, то можно считать, что база сильная и потенциально способна с высокой степенью вероятности развернуть цену при её тестировании. Особенно это справедливо в начале новых трендов.
Хотя следует понимать, что вероятность разворота зависит не только от силы базы. Видимо, имеются основания считать, что вероятность разворота цены является как функцией силы базы (массы остаточных ордеров, а также рыночной активности внутри нее в направлении разворота), так и силы атаки на эту базу при её тестировании (потока противоположных ордеров), а именно:

Вероятность разворота = Сила базы – Сила тестовой атаки                        (2)

Но как указывалось ранее, следует иметь ввиду, что разворот цены от сильной базы – это ещё не значит последующий далёкий уход от неё. Скорее, до сих пор речь шла не о полноценном развороте, а лишь о вероятности обратного выхода (возврата) цены из зоны спроса/предложения после её тестирования, т.е. о некотором её отскоке от сильной базы. Последующий же уход цены от этой базы в нужную нам сторону, а также его дальность, будет зависеть от ряда дополнительных факторов.

5) Усилитель «Подход к уровню (Arrival)»

И вот здесь наступает очередь двух других академических усилителей: «Подход к уровню (Arrival)» и «Общая картина (Big Picture)».
Что касается первого из них, то я охарактеризовал бы его как недооцененный многими трейдерами усилитель. Хотя на самом деле он очень важен. В одной из недавних статей этого блога автор уже писал, что наличие завершающего мощного рывка в виде широкодиапазонной свечи непосредственно перед подходом к тестируемой базе может обеспечить потенциальной сделке ближайшую цель с требуемым соотношением P/R≥3/1 даже при противотрендовой торговле. Т.е., в этом случае речь идет о так называемой зоне прибыли - расстоянии до ближайшей на пути цены противоположной базы после открытия сделки, величина которой будет тем больше, чем мощнее и резче будет подход к базе при возврате цены к ней.
       Однако наличие значительной зоны прибыли является ключевым не только потому, что обеспечивает высокий потенциал прибыли при хорошем соотношении P/R.  Сильный подход к базе и большая зона прибыли означает также то, что в момент теста этой базы цена, подобно сильно натянутой струне, находиться далеко от равновесия. А это очень важно, поскольку повышает вероятность её разворота из-за характерного для таких ситуаций стремления цены как можно быстрее вернуться к своему равновесию, которое может быть обозначено, например, некой скользящей средней.
Но все выше перечисленное - это лишь формальная сторона рассматриваемого усилителя. Куда более важным является то, что этот усилитель выступает характерным отражением психологии поведения торгующих на рынке масс, их эмоций и иррациональных действий. Чтобы убедиться в этом, сначала сформулируем две основополагающих аксиомы, которые по сути определяют все основные рыночные процессы:
  1. чем дольше рынок движется в одном направлении, тем больше количество трейдеров веруют в него и размещают в его направлении свои сделки, и, соответственно, тем больше количество заказов поступает на рынок в этом направлении (эффект "снежного кома");
  2. для того, чтобы в этой ситуации с эффектом "снежного кома" ценовое движение изменило свое направление, необходимо поступление на рынок преобладающего количества встречных ордеров.
       Действительно, наличие при подходе к базе широкодиапазонной свечи, к тому же часто ложно пробивающей при этом второстепенный ценовой уровень, может свидетельствовать об организованном выходе на рынок огромной массы эмоционально взволнованных мелких трейдеров-новичков, торгующих на пробоях и вдогонку цене. Ведь аксиома 1 касается именно их действий. Причем, согласно этой аксиоме, чем больше диапазон этой свечи, тем больше новичков было втянуто в эмоциональную торговлю.
       И профи все это видят. Это как раз то, что им нужно для выхода на рынок! Они заинтересованы в такой массовой атаке новичков на базу и обычно имеют отношение к организации (провоцированию) подобных массовых эмоциональных действий толпы при подходе к важным ценовым зонам. Ведь профи нужно обеспечить ликвидность собственных капиталов, поэтому эти встречные ордера из аксиомы 2 будут именно их ордерами. При этом большое количество заказов, поступающих на рынок от масс новичков, будет определяет размер зафиксированной прибыли от ранее открытых позиций профи, а также размер будущей прибыли от их вновь заключенных сделок в случае разворота и ухода цены от базы.
       Таким образом, организовав и спровоцировав толпу на подобные действия при подходе к зоне спроса/предложения, крупным институциональным трейдерам остается только ловить в свои расставленные сети это сильное ценовое движение от масс, выходя им навстречу и поглощая это движение своими встречными ордерами, в итоге обеспечивая себе необходимую ликвидность по наиболее выгодной цене. Организуй и направь в нужную сторону обманутые массы - и ты победитель!
       Отсюда важный ВЫВОДценовая зона мало что значит, если при подходе к ней нет огромной толпы торгующих в эту зону масс новичков. В этом случае профи нет смысла разворачивать рынок, поскольку они еще не обеспечили достаточной ликвидности своих капиталов (фиксация прибыли или открытие новых позиций). Тогда вероятней всего, что при тесте этой базы наступит её пробой: ложный пробой или пробой к следующей по ходу цены базе.
       Если же достаточная масса торгующих в базу новичков присутствовала, то после достижения ценой этой базы, с последующим выходом на рынок встречных поглощающих ордеров профи и началом ценового отката от тестируемой базы, часть эмоциональных трейдеров-новичков начнет фиксировать прибыль. У другой части более поздно вошедших в торговлю новичков при откате начнут срабатывать стоплоссы, либо же они будут вынуждены в панике закрывать свои убыточные сделки. В итоге все это способствует дальнейшему быстрому развороту и разгону цены от тестируемой базы или, как минимум, может обеспечить хороший отскок от неё в нужную нам сторону, увеличивая вероятность прибыльности открываемых от этой базы сделок. 
       Таким образом, резкий и взрывной характер подхода цены к базе вероятней всего свидетельствует о массовом выходе на рынок "глупых денег", на другую сторону которых выходят "умные деньги" профессионалов, заинтересованных в том, чтобы база устояла и развернула цену. И наоборот, медленный пилообразный возврат и подход цены к тестируемой базе скорей всего может свидетельствовать об отсутствии достаточного для профи количества "глупых денег", из-за чего они будут заинтересованы в пробое тестируемой базы. При этом слабые ценовые импульсы в направлении базы, а также незначительные откаты ценовой "пилы" в обратную сторону указывают не на эмоциональные действия масс новичков, а на осмысленные действия рационально торгующих профессионалов. Профи сломя голову не бросаются на эту базу, как на амбразуру, а наоборот - стараются при каждом откате "пилы" открывать очередные порции своих сделок в направлении пробоя по более выгодной для них цене, постепенно "продавливая" зону спроса/предложения, а заодно и выбрасывая с рынка торгующих в импульсах слабых попутчиков-новичков.
       В итоге, можно считать, что усилитель «Подход к уровню (Arrival)»:
  1. аналогично усилителю «Вознаграждение и Риск (Reward/Risk)» определяет среднестатистическую прибыльность трейдинга в целом из-за обеспечения требуемой зоны прибыли и, соответственно, более высокого приемлемого значения P/R;
  2. повышает вероятность разворота цены от базы из-за поглощения атаки на неё заинтересованными профи, из-за эмоциональных действий трейдеров-новичков, а также из-за большого удаления цены от равновесия.
       В целом можно констатировать, что сочетание силы и дальности изначального ухода цены от базы в момент её формирования, с таким же последующим возвратом к этой базе, является одним из наиболее важных факторов успешности и прибыльности торговой сделки.

6) Усилитель «Общая картина (Big Picture)»

Текущую общую картину рынка, к которой имеет непосредственное отношение одноименный усилитель «Общая картина (Big Picture)», никак по-другому, кроме как «царицей трейдинга», я назвать не могу)). Ведь эта общая картина, как некий показатель энтропии рынка, определяет направление протекания всех происходящих на этом рынке процессов. Она формирует глобальные доминирующие настроения и соответствующие им торговые действия подавляющей массы капиталов и участников этого рынка. И здесь под общей картиной видимо следует понимать не только направление текущего тренда на большем таймфрейме, но и текущий контекст происходящих на рынке событий.
       В связи с этим, на мой взгляд, усилитель «Общая картина (Big Picture)», влияя на все основные торговые факторы, определяет:
  • и вероятность разворота цены от баз посредством воздействия как на силу самих баз, так и на силу тестовых атак на них;
  • и вероятность успешности конкретных сделок при торговле от этих баз;
  • и прибыльность (статистику) трейдинга в целом.
Причём, общая картина воздействует на все эти параметры опосредовано, через формирование текущих контекстов и настроений на рынке, через психологию торгующих масс. Например, если говорить о её влиянии на силу баз, то при наличии доминирующей на рынке тенденции (тренда), большинство крупных участников рынка, ориентируясь на эту тенденцию и поддерживая её, будут располагать свои отложенные и рыночные ордера для открытия сделок именно в направлении этого тренда, тем самым формируя более сильные трендовые базы. Тогда как в противоположном направлении удельный вес таких ордеров будет меньше, а формируемые этими ордерами противотрендовые базы – слабее.
С другой стороны, если вести речь о влиянии общей картины на силу атак ранее сформированных баз, то тестовые атаки в направлении тренда как правило будут существенно мощнее - как из-за преобладающих трендовых настроений масс, так и из-за участия в этих атаках рыночных ордеров крупных участников рынка - в результате чего более слабые, встречные по ходу тренда базы, обычно пробиваются. Тогда как при откатах тренда и тестировании сильных институциональных баз возникают более слабые тестовые атаки, созданные в основном не крупными участниками рынка, а лишь ордерами слабых мелких розничных трейдеров, ошибочно надеющихся на свершившийся разворот рынка.
Грубо говоря, в направлении тренда ордера крупных институциональных трейдеров находятся в базах, а ордера мелких неопытных трейдеров – атакуют эти базы в коррекциях. Против тренда – всё наоборот: ордера мелких трейдеров располагаются в противотрендовых базах, а ордера профи атакуют эти базы в трендовых импульсах.
       В итоге, общая картина рынка влияет на обе составляющие приведенной выше формулы (2): как на становление силы базы при её формировании, так и на массированность и интенсивность тестовой атаки на неё. Поскольку при торговле за трендом соотношение между этими составляющими смещается в пользу первого их них, то вероятность разворота высока. А при торговле против тренда – наоборот, вероятность разворота низкая из-за преобладания силы атаки на базу над силой этой базы.
       Наконец, если рассматривать влияние общей картины рынка на вероятность успешности отдельно взятых торговых сделок, то здесь логичным будет предположить, что начальный отскок цены от сильной базы в нашу сторону будет более охотно и более массово поддержан трейдерами в том случае, если он будет направлен в сторону тренда, а не наоборот. Соответственно, это значительно повышает вероятность более сильного и более далекого ухода цены от тестируемой базы. А отсюда, как следствие, возрастает вероятность более прибыльной торговли в направлении тренда, что обеспечит трейдеру и более высокую среднестатистическую прибыльность его трейдинга в целом.
       Некоторые дополнительные и важные соображения по поводу усилителя «Общая картина (Big Picture)» изложены также в этой статье данного блога.

7) Усилитель «Уровень над уровнем (Level Top Level)»

Кроме всех ранее рассмотренных нами усилителей, часто как сами академики, так и многие трейдеры, торгующие по стратегии Price action, упоминают о ещё одном усилителе под названием «Уровень над уровнем (Level Top Level)». Это имеет место в тех ситуациях, когда на ценовом графике образуется формация в виде двух близко расположенных баз одного направления, обычно там, где цена достигла базы большего таймфрейма и хорошо отскочила от неё, тем самым наметив возможный разворот тренда.
       Справедливо считается, что вероятность разворота цена от такого двойного образования выше, чем от одиночной базы. Поэтому попытаемся проанализировать некоторые особенности указанного усилителя, предварительно для общности присвоив как самому усилителю, так и соответствующему ценовому формированию обобщённое название «База возле базы».
Существуют различные подходы к торговле от таких формирований, которые я не буду здесь перечислять. Однако с этим формированием и, соответственно, с применением усилителя «База возле базы» иногда могут возникать различные вопросы с неоднозначными ответами. Поэтому более простым и логичным решением мне видится
  1. либо совсем отказаться от торговли от ближней к цене базы и учитывать только дальнюю базу,
  2. либо объединить две близко расположенные базы в одну, более широкую.
       Во втором случае мы получаем обычную базу, но с двумя явно выраженными скоплениями (сгустками) ордеров внутри неё. В итоге сила такой объединенной базы будет больше, чем сила каждой отдельной базы, и равняться сумме сил этих объединяемых баз.
В обоих указанных выше подходах базам следует добавлять дополнительный балл усилителя «База возле базы». Однако то, какова может быть трактовка этого дополнительного балла, будет зависеть от выбранного трейдером способа торговли. Например, при первом подходе это не делает дальнюю базу более сильной: сколько в ней ордеров было, столько и осталось. Просто наличие ближней к цене базы увеличивает вероятность разворота цены от дальней базы, из-за ослабления тестируемой атаки благодаря поглощению ближней базой части атакующих ордеров. А вот при втором подходе усилитель «База возле базы» уже можно трактовать по-другому: как ещё один "силовой" усилитель, который определяет способность базы к развороту цены благодаря её большой внутренней силе. Ведь в новой объединённой базе мы уже имеем больше остаточных ордеров, создающих больший дисбаланс при её тестировании.
Кстати, в одной из недавних статей +Sam Seiden как раз и демонстрирует то, как при живой торговле в классе XLT они со слушателями объединили «Базу над базой» в одну широкую базу. Хотя в принципе, подобным образом можно объединить любое количество соседних баз, тем самым увеличивая силу объединённой базы и, соответственно, вероятность разворота цены от неё. Вопрос лишь в том, какой торговый риск мы получим после такого объединения, и на сколько он будет приемлем для того или иного трейдера.
В целом всё это довольно условно и относительно. К примеру, попробуйте при рассмотрении формации «База возле базы» перейти на больший ТФ ценового графика, и вы часто можете увидеть там уже только одну базу вместо двух: больший ТФ "объединил" соседние базы более мелкого таймфрейма. Или наоборот, возьмите на рабочем ТФ обычную базу, а потом перейдите на меньший ТФ, и вы можете часто увидеть внутри этой базовой зоны формацию «База возле базы». Таким образом, торгующие на разных тайфреймах и разными стилями трейдеры могут на одних и тех же ценовых уровнях получать разные значения балла для усилителя «База возле базы».
Вообще с этим усилителем, с учётом всего выше сказанного, всё как-то уж слишком неоднозначно. Поэтому даже точно и не знаю, как мне лично отнестись к применению этого усилитель на практике при оценке зон спроса/предложения. Может, чтобы не усложнять, вынести его за скобки сознания и учитывать только на подсознательном уровне:))? В частности, в изложенной в этом блоге Стратегии BASE усилитель «База возле базы» не используется при подсчёте суммарного балла, но упоминается в следующем правиле: «Если две зелёных базы расположены близко друг к другу («база возле базы»), то лучше искать вход в рынок от той базы, которая дальше к цене. Здесь откат истощится, и шансы на разворот и успешную торговлю будут выше». Видимо, каждый трейдер должен сам для себя решить, как ему поступать с этим усилителем.
       Однако здесь тоже есть вопросы. Ведь, к примеру, если ближайшая к цене база не устоит, то её пробой и последующий рывок цены может спровоцировать массовый выход на рынок дополнительной толпы торгующих пробои трейдеров, что в итоге не только не ослабит тестовую атаку на дальнюю базу, а наоборот - усилит её.
Во-вторых, обратите внимание на то, что преимущества усилителя «База возле базы» при торговле за трендом могут превратиться в недостатки при противотрендовой торговле, в частности, при так называемой торговле типа «ловля ножа». Ведь при тесте и пробое ближней к цене базы, с последующим входом в рынок от дальней базы, совсем рядом с этим входом может образоваться база противоположного типа. Это делает первую цель открываемой сделки очень близкой к уровню её открытия, а соотношение P/R может оказаться значительно меньше 3/1. По сути, весь позитив усилителя «База возле базы» может быть нивелирован негативом усилителя «Подход к уровню». В этой ситуации они будут работать в противофазе.


8) Усилитель «Период образования уровня»

       И наконец, использование некоторыми трейдерами ещё одного усилителя под названием «Период образования уровня» предусматривает контроль внутрисуточного временного периода, в течение которого была формирована та или иная внутридневная база. В частности, требование этого усилителя к формированию баз в период европейско-американских торгов обосновано повышенной силой и весом таких баз, из-за значительного числа крупных участников рынка, активно и даже агрессивно присоединяющихся к торгам именно в этот период времени, а также оставляющих в этих базах существенные объёмы своих остаточных отложенных ордеров. Таким образом, усилитель «Период образования уровня» можно считать ещё одним "силовым" усилителем, определяющим вероятность разворота цены от анализируемой зоны спроса/предложения, но предназначенным только для баз внутридневных таймфреймов.

Чтобы в завершение подытожить и обобщить результаты приведенных выше рассуждений, на рис. 2 автором приведена схема определяющих групповых воздействий усилителей на основные факторы и показатели торговой стратегии Price action.


Рис. 2. Схема групповых воздействий усилителей на основные факторы и показатели торговли

Эта схема делает наглядным влияние на те или иные рыночные факторы как отдельно взятых усилителей, так и их групп. В частности, здесь автором выделены следующие группы усилителей:
  • группа «силовых» усилителей (в красной рамке);
  • группа усилителей силы тестовых атак (в синей рамке);
  • группа усилителей одиночной и среднестатистической успешности торговых сделок (в зелёной рамке).
       Как видим, одни и те же усилители могут входить сразу в несколько групп. Но над всеми ими возвышается и занимает главенствующее место усилитель «Общая картина (Big Picture)».
Приведенная схема может иметь практическое значение при оценке планируемых торговых сделок в зависимости от установленных трейдером приоритетов. Например, если его интересует лишь результат одной конкретной сделки с высоковероятным разворотом цены от базы и достижением минимальной прибыли у самой ближайшей цели, то он может сосредоточиться в основном на высоких баллах только "силовых" усилителей. Если же трейдеру нужны более высокие результаты отдельных сделок, или же для него важна положительная статистика своей торговли в целом, то ему следует быть более требовательным и к остальным соответствующим усилителям.
Или же наоборот. Можно создать простейшую программку, хотя бы в Excel, которая бы в зависимости от значений рассчитанных усилительных баллов и полученных групповых результатов автоматически информировала трейдера о тех потенциальных возможностях планируемой сделки, на которые он может рассчитывать в данной конкретной ситуации: только на незначительный отскок от базы, либо же на разворот и вероятное достижение ценой более удалённых целей прочее.

Известно, что во времена большой популярности Чарли Чаплина в Америке повсеместно устраивали «Чаплиниады»: конкурсы на лучшее подражание этому актёру. Как-то приходилось слышать то ли быль, то ли анекдот о том, что однажды даже сам Чарли Чаплин, инкогнито участвовавший в одном из таких конкурсов в Сан-Франциско, не сумел победить и занял, по разным версиям, только третье или четвёртое место! Что-то похожее наметилось и у нас. Не переплюнули ли мы самих академиков в своём глубинном анализе и подражании их усилительной методике, в придумывании того, чего в неё изначально и не закладывалось?)) Видимо, почитав наши усилительные изыскания, многие из академиков удивились бы, насколько великую вещь они сотворили:)).
Вбрось красивую идею, а великой и знаменитой её сделают твои почитатели!
       И в то же время, ударившись в углубленное осмысление усилителей, мы можем упускать из виду не менее важные моменты. А скорее всего - даже более важные. И об этом я уже упоминал ранее в одной из статей этого блога под названием "Захват территории Price action". Ведь академики и не скрывают, что в своих статьях и видеосеминарах они не выкладывают всех секретов. И это логично, иначе академия потеряла бы большинство своих потенциальных слушателей. Поэтому самые весомые козыри, последние пазлы прибыльной торговой мозаики, "пятый элемент":)) - они держат при себе. Обратить свое внимание на эти скрытые моменты стратегии Price action и работать над их разгадкой - видимо, одна из наших основных дальнейших задач в  трейдинге.
    В частности, думаю, что более внимательно следует отнестись к понятию "Общая картина" рынка и к пониманию тех или иных контекстов, а также новых тенденций на нем. К примеру, что такого особенного увидел Сейден во вновь сформировавшемся после гэпа максимуме, а также в последующем поведении цены на рис. 1 первой части этой статьи? Какие такие новые настроения он учуял, что даже решился на торговлю против большого тренда? И почему зону прибыли обозначил не по минимуму под гэпом, а ниже? И тут же было бы не плохо хорошо и внятно разобраться с тем понятием, которое академики хитро завуалировали под термин "кривая спроса и предложения". И что означает "быть далеко" на этой кривой? И т.п.
       В общем, вопросов ещё хватает. И это хорошо! Значит имеется еще у нас градиент развития и совершенствования)).

Комментариев нет:

Отправить комментарий