Решил поделиться с уважаемыми читателями блога
одной, как мне кажется, интересной историей, произошедшей со мной пару дней
назад. Подходили к концу выходные дни, выпавшие на светлый праздник Святой
Троицы, и я возвращался в Харьков, погостив у отца в родном селе на Полтавщине. Пройдясь часок леском и лугами, пересек границу районов, потом сел в пригородную маршрутку и прибыл на автовокзал славного и древнего города Лубны с намерением
уехать ближайшим транзитным автобусным рейсом, следовавшим по маршруту
Киев-Харьков.
Но поскольку это был конец удлинённых и праздничных выходных, и к тому же в эти же выходные в Киеве праздновались ещё и дни города, на которые вероятно съехалось много гостей, в том числе – полтавчан и харьковчан, теперь до отказа заполнивших уезжающие из столицы автобусы и поезда, то во второй половине дня из-за таких накладок оказалось не так-то просто уехать транзитом. Автобусы шли со стороны Киева либо уже полностью заполненными, либо с совсем малым количеством свободных мест.
В общем, за час, в течении которого я
простоял первым в очереди возле кассы автовокзала, за мной успело скопиться
достаточное число людей, желающих уехать на Харьков или хотя бы до Полтавы. С
надеждой, что добраться оттуда до Харькове будет уже проще.
Пребывая как всегда в таких случаях в
лёгком волнении (а эти случаи навсегда въелись в память ещё с советских времён,
когда был студентом и на всех пассажиров автобусов не хватало), мы дожидались пока даже не
самого ближайшего автобуса, а информации с предыдущей автостанции г. Пирятина (см. фильм "Королева бензоколонки") о
наличии в нём свободных мест. Именно после этого кассир начал бы продавать
билеты на этот рейс еще до его прибытия. При этом всех нас абсолютно не
интересовало, какие там конопли посеяны «від Києва
до Лубен»)), главное только, чтобы на этом участке пути в ожидаемый автобус подсело
как можно меньше пассажиров-конкурентов.
Как вдруг, долгожданная диспетчерская
информация поступила! Она была плохой: свободных мест нет! Следующий автобус
будет только через два часа, а через полтора часа появятся сведения о наличии в
нём свободных мест. Естественно, нет никакой гарантии, что они там будут. Что можно
предположить о тех мыслях, эмоциях и чувствах, которые охватили в этот момент стоящих
в очереди людей? Безусловно, до этого не столь значительное их волнение стремительно
переросло в существенное беспокойство или даже страх. Можно только
предположить, какие тревожные мысли начали витать у них в головах.
И тут на сцену вышли дежурившие возле и
внутри автовокзала мелкие автоперевозчики со своим личным автотранспортом. В
этот момент их натренированное чутье подсказало, что наконец наступило их
время и есть возможность хорошо подзаработать. Они моментально
сориентировались, активизировались и как коршуны набросились на бедных
взволнованных пассажиров, предлагая им ехать с ними до Полтавы. Естественно, по
существенно завышенному по сравнению с обычной ситуацией, спекулятивному тарифу.
В итоге, видимо из соображений экономии, они
решили между собой делегировать для реализации этой благородной миссии пока
только одного перевозчика с более-менее вместительной маршруткой, оговорив при
этом братские, справедливые и честные условия раздела между собой ожидаемой
прибыли.
Далее им оставалось только получить согласие
пассажиров. И в сложившихся условиях, при крайней взволнованности последних, такое
согласие не заставило себя долго ждать! Более того, как только первый из
пассажиров изъявил желание ехать, тут же сработал основанный на стадном инстинкте "эффект толпы": остальные взволнованные пассажиры, обеспокоенные тем, что им не хватит
в маршрутке места, тоже бросились занимать свободные сидения, легко расставаясь с
оговоренной завышенной суммой. Они стали нервными и эмоциональными покупателями транспортной
услуги!
Однако закон соотношения между спросом и
предложением пока ещё никто не отменял. В случае повышения цены до уровня, где
предложение существенно превышает спрос, описанная ситуация не могла
продолжаться долго. Понимая это благодаря трейдингу, я решил пока подождать и
понаблюдать, купив себе бутылочку пивка.
И действительно, не успел я допить эту
бутылку пива, как ажиотаж угас, и желающие уехать по назначенной завышенной цене исчерпались, а
в самой маршрутке (о чудо!) оставалось ровно одно свободное место, на которое
желающих уже не находилось. По крайней мере, по такой высокой цене. Я понял,
что наступил мой черед назначать цену. Поэтому, как только я подошёл к ребятам
и предложил им за это место нормальную кассовую цену, они практически сразу, не долго думая и втихаря, согласились на неё.
Таким образом, как только спрос на
установленном ценовом уровне был исчерпан, а предложение продолжало
присутствовать, цена обвалилась первым же подходящим покупательским запросом.
Да и психологическая составляющая ситуации была не на стороне перевозчиков.
Ведь практически полный салон пассажиров уже не мог долго ждать отправления.
Расплатившись вне маршрутки по этой новой цене, я занял свое место,
естественно, ничего не говоря о произошедшем остальным пассажирам.
Кто-то скажет, что я поступил плохо, не
честно по отношению к этим пассажирам, не разделил их участи и т.п. Не думаю,
ведь это РЫНОК! Никто же силой не заставлял их соглашаться на предложенные
ценовые условия. Наоборот, все они были довольны, что успели отхватить себе
место в маршрутке, обгоняя наперегонки друг друга.
По сути, они стали подобием начинающих
трейдеров-новичков, которые, будучи ослепленными эмоциями, нервными и
взволнованными, в ажиотаже купили после сильного роста в цене, и прямо на том
ценовом уровне, где на самом деле предложение существенно превышало спрос. Сумма
переплаты за место в маршрутке стала аналогом их торговой потери.
Кстати, обратите внимание, что нервными и взволнованными они стали после полученной плохой новости от диспетчера автостанции, на почве длительного и тревожного ожидания. Это к вопросу о новостях в трейдинге... И кто знает, может между сотрудниками автостанции и этими перевозчиками существует взаимовыгодный сговор…
Кстати, обратите внимание, что нервными и взволнованными они стали после полученной плохой новости от диспетчера автостанции, на почве длительного и тревожного ожидания. Это к вопросу о новостях в трейдинге... И кто знает, может между сотрудниками автостанции и этими перевозчиками существует взаимовыгодный сговор…
Если продолжать аналогию с трейдингом, то эти
частные практикующие перевозчики стали здесь теми профессиональными
спекулянтами, которые по выгодной для себя цене продали взволнованным и
эмоционально покупающим трейдерам-новичкам в тот момент, когда цена достигла существенного
уровня предложения. Их основной задачей было дождаться именно этого момента. И они продемонстрировали свое умение ЖДАТЬ!
Я же (простите за не скромность:))),
благодаря трейдингу и торговой стратегии Price
action, также стал покупателем. Но в отличие от других покупателей, я дождался нужного момента и купил уже после того, как цена
сделала ожидаемый откат к базовой цене, предварительно протестировав этот
важный уровень предложения.
Безусловно, я тоже невольно волновался. Для
меня также риск был. А как же без эмоций и риска, я ведь тоже живой человек! В
частности, я рисковал не уехать этой маршруткой, если бы мне не хватило в ней
места. Но важно не это. Важно понимать степень риска; важно осознавать и пытаться
контролировать вызванные им эмоции, не позволяя им подавлять рассудок и принимать
эмоциональные решения.
Действительно, к чему лишний раз вибрировать и
суетиться в этой жизни? Чем я на самом деле рисковал? Неужели это был риск,
заслуживающий таких нервов и переживаний? Ведь в любом случае у меня ещё
оставалась возможность, дежуря возле кассы, уехать следующими автобусами до
самого Харькова. Или же можно было спокойно продолжать пить пиво:)) (на сумму
переплаты), а потом получить удовольствие от прогулки по цветущим вечерним Лубнам,
заодно дождавшись, пока все праздничные толпы разъедутся. На улице тепло, а до следующего утра
времени было предостаточно!)) Или же, в конце концов, доехать другими рейсами
до Полтавы, откуда уже есть больше транспорта на Харьков, в том числе и быстрые
комфортабельные маршрутки, место в которых можно было забронировать по
мобильному телефону.
Кстати, я так и поступил: как только мы
выехали маршруткой с Лубнов, прикинув предположительное время прибытия в
Полтаву, я забронировал на это время место в маршрутке Полтава-Харьков по
вполне приемлемой цене (спасибо «Зелёному Слону»!).
И позже, когда уже в Полтаве возле "АТЛ" сидел в
этой, заполненной студентами маршрутке, как вы думаете, что я наблюдал за её
окном? Правильно! Новую толпу взволнованных пассажиров на Харьков. Пассажиров, которые при
первой же возможности готовы были заплатить существенно завышенную цену, при
этом заранее не позаботившись об ограничении собственных рисков и не захеджировав их предварительным заказом места в маршрутке по установленной фиксированной цене.
И ещё три характерных момента из этой
истории. Во-первых, стоя в очереди в Лубнах, я наблюдал за одним из таксистов,
который бойко и энергично перехватывал пассажиров на Киев, настойчиво предлагая
им уехать именно на его авто, а не на рейсовом автобусе. Но вот беда, с Киевом
ситуация была прямо противоположной харьковской: свободных мест в проходящих
автобусах было предостаточно.
Говоря языком трейдинга, спрос был
уравновешен предложением: касса продавала билеты по установленной цене всем
желающим уехать на Киев, а все желающие могли свободно и в достаточном
количестве приобретать эти билеты по приемлемой для себя цене. Поэтому
перевозчику, который предлагал завышенную спекулятивную, но выгодную для него
цену, на которой спрос в данной ситуации практически отсутствовал, не удалось
завлечь пассажиров проехаться с ним в его «шикарном» автомобиле. Если я
правильно определил, нашелся только один желающий с ним уехать, да и тот, не
дождавшись завершения процесса привлечения новых пассажиров и наполнения авто,
отказался от предложенной услуги.
Таким образом, цена на проезд в Киев из-за
отсутствия дисбаланса между спросом и предложением оставалась неизменной,
пребывая во флэтовом движении, а взволнованному мелкому перевозчику при таком
отсутствии ценового движения что-либо существенное заработать не представлялось
возможным.
В чём он остро нуждался в тот момент?
Безусловно, в плохой новости от диспетчера о том, что билетов на Киев уже нет!
Это могло бы вызвать ажиотаж и подтолкнуть цену проезда вверх, к установленному
перевозчиком уровню, где он поджидал своих жертв-пассажиров.
Второй характерный момент. Когда мы возле
кассы в Лубнах ожидали информацию о наличии свободных мест, к кассе подошёл
молодой человек, который заранее бронировал себе место на конкретный, ожидаемый
всеми нами, рейс на Харьков, и хотел выкупить свой билет. Но, поскольку этот рейс был
транзитным, бронь оказалась чисто условной (если это вообще можно назвать
бронью): она действовала и гарантировала место только при наличии таковых в
прибывающем автобусе. В противном случае пассажир с такой бронью ничего не
получал и превращался в такого же очередника на последующие рейсы, как и все
остальные. Что, собственно, и произошло.
По аналогии с трейдингом, эту бронь можно
сравнить с отложенным ордером для заключения торговой сделки на определённых
условиях и по определённой цене. И пример данной статьи показал, что при наличии на рынке волнений и ажиотажа, в моменты резких и сильных ценовых движений из-за возникшего существенного дисбаланса между спросом и предложением, отложенный ордер может и не сработать по указанной в нём цене. При
этом сделка может быть заключена, но уже по другой – ближайшей рыночной цене,
которая может существенно отличаться от изначальной цены планируемой сделки.
Условно говоря, тот парень с бронью в итоге
купил себе место и уехал вместе с нами (открыл сделку), но уже в маршрутке
мелкого перевозчика, и по ближайшей завышенной спекулятивной рыночной цене,
установленной этим перевозчиком, а не по цене автостанции (отложенного ордера).
Наконец, эта история является ещё одной демонстрацией того, откуда и из-за чего возникают ценовые движения на рынке. Такие движения рождаются не только потому, что есть определённый дисбаланс между спросом и предложением, и при этом кто-то просто хочет купить или продать что-либо на рынке. Дисбаланс - необходимое, но недостаточное условие. Кроме дисбаланса на обоих сторонах рынка ещё должны присутствовать заинтересованные активные и даже агрессивные его участники, которые готовы либо соглашаться с новой ценой, либо предлагать свою, отличную от текущей, цену. При этом активно торговаться и приходить к новому согласованному ценовому равновесию, идя на уступки противоположной стороне торгов с целью во что бы то ни стало совершить сделку.
Так, взволнованные пассажиры сильно хотели уехать именно здесь и сейчас, поэтому приняли новую высокую цену, предложенную перевозчиком. Я также демонстрировал желание уехать, поэтому пошёл на торги и предложил выгодную мне цену, снизив её обратно. Перевозчики реально хотели оказать услугу перевозки, поэтому пошли мне на уступку, тем не менее также получив свою выгоду. Иначе никакого ценового движения не будет. Как, например, не было его в случае с таксистом на Киев, поскольку у него не было активных пассажиров, желающих торговаться и уехать именно с ним. Хотя в целом, конкретно между ним и пассажирами, дисбаланс присутствовал: он предлагал одну - высокую цену, и только 4 места, а большее число пассажиров интересовала другая - более низкая, кассовая цена. Но все они, даже без особых активных действий, получали нужную услугу по этой цене. Им не было смысла быть агрессивными. Наличие в кассе билетов на Киев нивелировало как этот дисбаланс, так и агрессивность пассажиров. Да и сам таксист не горел особым желанием сбрасывать цену и идти на уступки. В результате цена реальной перевозки оставалась неизменной.
По отношению к трейдингу всё это означает, что для обеспечения ценовых движений на рынке его участники должны не просто наблюдать за графиками и мечтать о капиталах, но и принимать самое активное участие в торгах путём заключения реальных торговых сделок, формируя при этом рыночные ордера с соответствующими заявками по текущей или желаемой цене и объёму.
Наконец, эта история является ещё одной демонстрацией того, откуда и из-за чего возникают ценовые движения на рынке. Такие движения рождаются не только потому, что есть определённый дисбаланс между спросом и предложением, и при этом кто-то просто хочет купить или продать что-либо на рынке. Дисбаланс - необходимое, но недостаточное условие. Кроме дисбаланса на обоих сторонах рынка ещё должны присутствовать заинтересованные активные и даже агрессивные его участники, которые готовы либо соглашаться с новой ценой, либо предлагать свою, отличную от текущей, цену. При этом активно торговаться и приходить к новому согласованному ценовому равновесию, идя на уступки противоположной стороне торгов с целью во что бы то ни стало совершить сделку.
Так, взволнованные пассажиры сильно хотели уехать именно здесь и сейчас, поэтому приняли новую высокую цену, предложенную перевозчиком. Я также демонстрировал желание уехать, поэтому пошёл на торги и предложил выгодную мне цену, снизив её обратно. Перевозчики реально хотели оказать услугу перевозки, поэтому пошли мне на уступку, тем не менее также получив свою выгоду. Иначе никакого ценового движения не будет. Как, например, не было его в случае с таксистом на Киев, поскольку у него не было активных пассажиров, желающих торговаться и уехать именно с ним. Хотя в целом, конкретно между ним и пассажирами, дисбаланс присутствовал: он предлагал одну - высокую цену, и только 4 места, а большее число пассажиров интересовала другая - более низкая, кассовая цена. Но все они, даже без особых активных действий, получали нужную услугу по этой цене. Им не было смысла быть агрессивными. Наличие в кассе билетов на Киев нивелировало как этот дисбаланс, так и агрессивность пассажиров. Да и сам таксист не горел особым желанием сбрасывать цену и идти на уступки. В результате цена реальной перевозки оставалась неизменной.
По отношению к трейдингу всё это означает, что для обеспечения ценовых движений на рынке его участники должны не просто наблюдать за графиками и мечтать о капиталах, но и принимать самое активное участие в торгах путём заключения реальных торговых сделок, формируя при этом рыночные ордера с соответствующими заявками по текущей или желаемой цене и объёму.
Ну разве после всего этого не убеждаешься в
том, что в трейдинге все так же, как и в жизни, а жизнь – на каждом шагу
сплошной трейдинг. И как не поверишь академикам, которые учат нас, что в
трейдинге следует поступать абсолютно так же, как мы покупаем или продаём что-либо
в реальной повседневной жизни. Конечно же руководствуясь при этом не эмоциями, а основываясь на логике и
здравом смысле, а также на правильном торговом мышлении.
Хороший блог о психологии я веду похожий ресурс возможно вам будет интересно. forexekspo.blogspot.com
ОтветитьУдалить