Тематика блога

Уважаемые посетители. Данный блог посвящен трём основным составляющим прибыльной торговли на финансовых рынках:

1) Простой и эффективной торговой стратегии Price action.

2) Правильному и эффективному управлению риском и торговым капиталом.

3) Правильной торговой психологии и торговому мышлению.

Миссия блогасовместными усилиями достичь понимания того, что на самом деле представляет собой прибыльный трейдинг; помочь самому себе и читателям избежать потерь и добиться успеха на рынке.

Не останавливайся на том, что знаешь. Это может быть иллюзией...

воскресенье, 5 февраля 2017 г.

АНАТОМИЯ ЦЕНОВЫХ ЗОН, ИЛИ АНТИУСИЛИТЕЛИ БАЗ. Часть 1

Ранее в данном блоге была опубликована развернутая статья "Усилители баз и стратегия Price action", в которой автор попытался довольно детально и как можно глубже проанализировать известные нам академические усилители торговой стратегии Price action. По иронии случая в начало той статьи в качестве иллюстрации я разместил случайно найденную в интернете картинку с надписью: «Усилитель тормозов баз», видимо, имеющей отношение к тормозам автомобиля марки БАЗ. Просто ничего другого подходящего не нашлось)). В итоге кому-то это могло показаться некой иронией, шутливой насмешкой над теорией и практикой использования академических усилителей при оценивании зон спроса/предложения (баз). Возможно так и вышло, но уверяю вас – тогда это получилось совершенно случайно, потому что ничего другого подходящего из картинок я не нашел.



Но вот теперь, спустя некоторое время, после ознакомления с новыми и неожиданными для меня мнениями ряда трейдеров, у меня закралось сомнение: а не является ли академический усилительный подход к оценке зон спроса/предложения – в том виде, как мы его понимаем – действительно конкретным тормозом на нашем пути к успешному трейдингу?!
И не является ли наше убеждение в том, что все движения на рынке с разворотом цены – это только движения между зонами спроса и предложения – ограничивающим убеждением, существенно сужающим наше понимание истинной сути спекулятивного рынка??! По крайней мере, над этим стоит задуматься...

В связи с этим я решил предпринять ещё одну попытку заново проанализировать и переосмыслить роль академических усилителей. Особенно тех, на которые пало наибольшее подозрение в антиусилении.
Но для такого переосмысления в первую очередь нам следует подвести под него некую аксиоматическую базу, которая бы основывалась не на формальных понятиях, а на реалиях функционирования спекулятивных рынков. Для построения такой базы не подойдет никакой индикатор😊, поэтому автор воспользовался результатами собственных наблюдений и анализа, приведенными им ранее в этом блоге в статье под названием «Суть рынка, или виртуальная реальность трейдинга».

Итак, в качестве основных Аксиом рынка выступают следующие пять утверждений:
Аксиома 1. Мелкие розничные трейдеры становятся заинтересованными в торговле и массово выходят на рынок, если происходит срабатывание того или иного торгового сигнального триггера, причем массовость этой торговли обеспечивается стадным инстинктом и "эффектом толпы".
Под "эффектом толпы" здесь понимается следующее: чем больше трейдеров присоединяется к начальному импульсному движению цены, тем сильнее становится это движение, и тем больше ажиотаж на рынке, в результате чего к этому движению более охотно присоединяются и остальные массы ранее сомневавшихся взволнованных торговцев.
Аксиома 2. Чем дольше длится тренд, и чем больше акцентируется на нем внимание начинающих трейдеров, тем больше и массовей их вера в этот тренд, и тем чувствительней и масштабней становится реакция масс на срабатывание сигнальных триггеров в направлении данного тренда.
Это явление можно обозначить, как "эффект снежного кома", который выступает неким катализатором массовых действий в направлении текущего тренда.
Аксиома 3. Крупные профессиональные трейдеры заинтересованы в торговле только в том случае, если они наблюдают выход на рынок больших торгующих масс из Аксиомы 1, выполняющих одновременные, организованные и однонаправленные торговые действия.
Особенно это касается выхода на рынок эмоционально жадных (массово открывают сделки) или испуганных (массово закрывают сделки) торговых масс. Только в этом случае, став на противоположную сторону указанных торгующих масс, профи могут обеспечить себе хорошую ликвидность своих крупных капиталов, под которой понимается следующее:
  • зафиксировать большую часть своей прибыли, выгодно закрыв свои ранее открытые крупные сделки и (или)
  • открыть (или долить) много новых крупных позиций в начале (или в середине) новой рыночной тенденции по выгодной для себя цене, в расчете на хорошую прибыль в будущем.
Причем такие действия профи как правило приводят к остановке и развороту (откату) предыдущего ценового движений после того, как все встречные ордера масс будут поглощены.
Аксиома 4. Нам следует обнаруживать на рынке и уделять особое внимание тем массам розничных трейдеров, у которых имеются открытые торговые позиции, поскольку массово закрывая их, эти трейдеры будут способствовать движению цены.
Особенно это касается тех взволнованных трейдеров, которые оказались заперты в убыточных сделках, или прибыль которых таит на глазах, и которые при первой же возможности будут пытаться уйти с рынка с минимальными потерями, в безубытке или, в лучшем случае, с небольшой прибылью.
В этом случае мы знаем наверняка, что то, что случилось с массами этих трейдеров в прошлом, скорей всего будет оказывать влияние на будущую ситуацию на рынке. Т. е. мы получаем возможность высоковероятного прогнозирования будущих ценовых движений.
Аксиома 5. Последние события на рынке имеют более высокий приоритет и большее значение, чем давно прошедшие события, так как с тех пор рыночная ситуация может существенно измениться.

Если кто-то из уважаемых трейдеров ставит под сомнения истинность этих Аксиом, то я советую им вспомнить о том, как они сами торгуют на рынке или обычно покупают что-либо в обыденной жизни, и как реагируют на рыночный ажиотаж, а также как здесь делают свой бизнес продавцы.
Дополнительно видимо будет полезным уточнить интерпретацию автором используемых в Аксиомах понятий "эффект снежного кома" и "эффект толпы". Хотя оба эти понятия связаны с психологией трейдинга, следует заметить, что это не одно и то же. Различие между ними состоит в том, что "эффект снежного кома" предполагает постепенный рост массовости в принятии однонаправленных выверенных и осознанных торговых решений на основе веры и текущих предпочтений, установившихся в течении сравнительно длительного промежутка времени. Тогда как "эффект толпы" предполагает лавинно нарастающие за сравнительно короткий промежуток времени неосознанные, эмоциональные и импульсивные однонаправленные действия масс трейдеров под воздействием стадного инстинкта.
Хотя, конечно, все относительно. К примеру, реакцию скальперов на рост или падение рынка в течении часа с точки зрения этих же скальперов можно расценивать, как "эффект снежного кома", т.к. для них час времени – это сравнительно большой временной промежуток. Тогда как с точки зрения инвесторов или свингеров, торгующих на больших таймфреймах, эта же реакция скальперов на часовую импульсную свечу может быть расценена уже как "эффект толпы". Поэтому указанные понятия корректно будет рассматривать только с точки зрения одного и того же типа трейдеров, торгующих на одних и тех же (или близких) рабочих таймфреймах.

Теперь можно перейти непосредственно к анализу академических усилителей, основываясь не на бездумном применении заезженных формальных шаблонов, а используя простую логику и здравый смысл, с учетом той информации, которая была ранее изложена в упоминаемой выше статье "Усилители баз и стратегия Price action". При этом для определенности будем считать, что на большем таймфрейме цена достигла своей важной зоны спроса или предложения, после чего на рынке наметилась разворотная тенденция.

1) Усилитель «Сила (Strength)»

Как известно, первый усилитель под названием «Сила (Strength)» показывает нам, насколько резко и сильно цена вышла из базы. Формально действие этого усилителя объясняется следующим образом: чем сильнее цена уходит из базы, тем больше остаточный дисбаланс между спросом и предложением внутри этой базы в тот момент, и соответственно, тем больше её разворотная сила при возврате цены к ней. Т.е. по сути это означает, что оставшиеся в базе остаточные ордера при её формировании остаются там вплоть до самого теста базы, после чего происходит их срабатывание и разворот цены от этой базы.
Однако есть ряд важных замечаний, которые могут кардинально изменить наше понимание этого усилителя. Дело в том, что согласно существующему общепринятому мнению, этот остаточный дисбаланс между спросом и предложением, и вызванное им сильное движение цены из базы созданы остаточной массой отложенных ордеров крупных участников рынка. Но как указывалось в некоторых статьях данного блога, в том числе здесь, отложенные ордера не могут по определению двигать цену. Такое движение происходит только благодаря так называемым рыночным ордерам. Это, во-первых.
Во-вторых, эти рыночные ордера, которые непосредственно создают сильное движение от базы, скорее всего принадлежат не профи. Иначе от их крупных рыночных ордеров цена сразу улетела бы либо в космос (Buy-ордера на дне рынка), либо в бездонные глубины океана (Sell-ордера на вершине рынка) 😊, что обычно не выгодно профи из соображений недостаточного обеспечения ликвидности их капиталов. Ведь известно, что ввиду крупных размеров этих капиталов, на разворотах рынка профи, как правило, не могут за один раз обеспечить себе достаточную ликвидность. Тогда в случае быстрого и преждевременного улета цены им придется фиксировать очередную порцию своей прибыли или открывать часть своих новых позиций по значительно менее выгодной для них цене. Поэтому им необходимо здесь не просто обеспечить себе ликвидность очередной порции своих капиталов, а ликвидность с минимальным перемещением цены.
       В связи с этим на разворотах рынка профи вынуждены периодически создавать ценовые качели, стараясь по началу не провоцировать здесь чрезмерно сильных движений в направлении новой тенденции, каждый раз до поры до времени возвращая цену обратно к выгодным для них уровням для наращивания своих торговых позиций.
Но если те рыночные ордера, которые создали сильное ценовое движение от базы, принадлежали не профи, то тогда получается, что они преимущественно принадлежат массам розничных трейдеров. Причем эти розничные массы можно отнести к двум категориям:
  1. Массы новичков, которые ошиблись с выбором направления ценового движения. Теперь после формирования базы и начала движения цены в противоположную сторону, у них начали массово срабатывать стопы, либо же они в панике сами закрывают свои убыточные позиции. И то, и другое способствует разгону цены от базы.
  2. Нарастающие массы новичков, которые угадали с направлением ценового движения, и пока находятся в рынке с некоторой прибылью. А "эффект толпы" способствует дальнейшему увеличению этих масс и еще более сильному движению цены от базы.
Следует заметить, что обе категории указанных розничных трейдеров действовали в соответствии в Аксиомой 1, только в разных направлениях. А сигнальным триггером для них была реакция цены (разворот или пробой) на некий близкий к базе уровень поддержки/сопротивления.

Но тогда у многих читателей может возникнуть закономерный вопрос: а где в этой ситуации были рыночные ордера профи? Ответ на этот вопрос содержится в Аксиоме 3. Причем профи выходили на рынок против масс розничных трейдеров первой категории, поглотив весь образовавшийся сгусток их встречных ордеров в довольно узком ценовом диапазоне, одновременно обеспечив резкий разворот цены с ее последующим минимальным перемещением, что собственно им и требуется исходя из определения ликвидности. Ведь при наличии такого сгустка "глупых" ордеров ценовое движение при их поглощении как раз и будет происходить только в пределах этого узкого ценового диапазона, в котором данные ордера расположены. Тогда именно этот узкий ценовой диапазон и есть нашей искомой, вновь сформированной базой.
       А дальше, после поглощения на рынке всех встречных "глупых" позиций, остаточные рыночные (не отложенные) ордера от профи если и присутствовали на рынке, то только для того, чтобы незначительно подтолкнуть цену за ближайший уровень поддержки/сопротивления, с целью активировать массовые стопы розничных трейдеров первой категории.
В целом, с учетом всего выше сказанного, картина распределения ордеров на примере зоны предложения приведена на рис. 1. Здесь цифрой «1» отмечены ордера розничных трейдеров первой категории, ложно втянутых в эмоциональные покупки. Причем, зеленым цветом отмечен нарастающий поток их ордеров на покупку, с которыми они выходили на рынок против профи, а красным – их массовые стоп-ордера, впоследствии превратившиеся в рыночные ордера на продажу и давшие старт мощному нисходящему ценовому импульсу.


Рис. 1. Потоки ордеров при формировании новой зоны предложения

Соответственно, цифрой «2» отмечен нарастающий поток ордеров на продажу от трейдеров второй категории после пробоя оранжевого уровня поддержки/сопротивления. Причем, поскольку с момента разворота тренда и начала новой нисходящей тенденции цена уже сделала сильные движения вниз (см. две больших черных свечи перед базой), эта категория новичков, согласно Аксиоме 2, охотно продавала на пробое указанного уровня, поверив в дальнейшее продолжение нового падающего тренда.
      Небольшой откат цены внутри нисходящего от базы импульса скорей всего свидетельствует о том, что часть трейдеров этой категории фиксировали там свою небольшую прибыль, покидая рынок. Это важный момент и на него стоит обратить внимание, о чем речь пойдет ниже.
Следует также напомнить, что в этом импульсе присутствовали еще и ордера той части трейдеров категории 1, стопы которых либо еще не были активированы ценой, либо отсутствовали как таковые. Тогда резкое падение цены от базы вынуждало этих трейдеров в панике продажами по рынку закрывать здесь свои убыточные длинные позиции.
Наконец, ордера профи отмечены на рис. 1 синим цветом, пик массовости которых пришелся на вершину пинбара, когда на рынке уже образовался достаточно массовый встречный поток ордеров трейдеров первой категории, и у профи согласно Аксиоме 3 появилась возможность обеспечения некоторой ликвидности. В итоге заброшенная профи "рыболовная сеть" заполнилась, что дало им возможность долить очередную крупную порцию своих коротких позиций по сравнительно высокой цене, не создавая при этом ее значительного движения вниз.
Таким образом, все эти рассуждения дают нам возможность по-другому взглянуть на рыночную картину в момент формирования новой сильной зоны спроса/предложения. И здесь для нас важным ВЫВОДОМ 1 является то, что сила импульсного движения цены от этой зоны в первую очередь определяется не остаточными отложенными ордерами профи, а массовостью эмоциональных действий мелких розничных трейдеров в ее окрестности, как до, так и после формирования базы.
Причем, в результате произошедших процессов с таким сильным импульсным движением цены от базы, оранжевый уровень спроса/предложения возле нее теперь снова становиться критичным для масс, и будет оставаться важным для них и в дальнейшем. В случае возврата цены к нему в ближайшем будущем, эти массы непременно будут реагировать на него в виде тех или иных торговых действий. Причем, согласно Аксиоме 4, это особенно касается тех трейдеров указанных выше двух категорий, которые на момент возврата цены к базе и ее теста будут находиться в рынке. И чем больше таких трейдеров останутся в рынке со своими открытыми ранее позициями, тем мощнее будут их суммарные действия при достижении ценой базы, и соответственно, тем выше вероятность разворота цены от неё.
       Вот почему при движении цены из базы после её формирования согласно анализируемому усилителю «Сила (Strength)» важно, чтобы это движение было сильным, и без существенных откатов. Ведь, как указывалось выше, каждый такой откат означает закрытие частью розничной массы трейдеров категории 2 своих позиций с небольшой прибылью, и их уход с рынка. Соответственно, чем больше таких откатов, и чем они глубже (в целом, пологое движение цены), тем больше указанных трейдеров покидает рынок после фиксации своей прибыли.
По этому поводу можно заметить, что из ранее вошедших в рынок розничных трейдеров категорий 1 и 2, к моменту первого возврата цены к базе на рынке со своими открытыми позициями останутся следующие массы торговцев:
  • трейдеры категории 1, которые не установили стоплосс и не закрыли свои убыточные сделки, продолжая терпеть боль потерь и в страхе надеясь закрыть свои позиции в безубытке, или хотя с минимальными потерями при первом возврате цены к базе;
  • трейдеры категории 2, которые не успели зафиксировать прибыль от своих коротких позиций, по сути передержав их из-за жадности, в надежде на дальнейшее большое падение цены.
Таким образом, можем сделать ключевой ВЫВОД 2, который касается момента теста базы: не профи с их остаточными отложенными ордерами, а именно эти оставшиеся в рынке взволнованные трейдеры с их будущими массовыми торговыми действиями, а также вновь втянутые в рынок на момент возврата цены к базе эмоциональные массы новичков, в первую очередь будут определять то, что мы называем "разворотной силой" зоны спроса/предложения.
       Ведь в случае отсутствия таких масс при тесте базы, согласно Аксиоме 3 крупным профи там также нечего будет делать: разворачивать цену от этой базы с заброшенной в очередной раз, но пустой «рыбной сетью», у них пока не будет никакого смысла. По этой же причине у профи нет смысла оставлять в базе свои массивные отложенные ордера. Ведь они не могут знать заранее, насколько массовыми будут здесь указанные выше действия розничных трейдеров при будущем тесте базы.
       Согласитесь, что все это абсолютно не сочетается с тем стандартным определением и объяснением усилителя «Сила (Strength)», которое было приведено в первом абзаце данного раздела.
       Таким образом, результаты изложенного выше анализа совершенно перечеркивают старое, сложившееся у многих из нас представление о действии анализируемого усилителя. Собственно, в этом и состоит основная суть его переосмысления. Тогда на основании этого переосмысления мы, видимо, должны сделать некоторые важные выводы, и внести соответствующие корректировки в свои торговые стратегии и бизнес-планы.
  
Продолжение следует.

7 комментариев:

  1. Для меня усилитель "Сила" - это потенциал движения, который цена может пройти без препятствий, 50-70%% от которого я хочу получить. Если он меня устраивает (соотношение Риск/Награда больше 1 к 3), то я рискую и вхожу в сделку, иначе сделку нет смысла совершать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Но в свете академиков то, что ты здесь называешь усилителем "Сила", называется по-другому: «Вознаграждение и Риск (Reward/Risk)». При этом академики иногда оперируют понятием "зона прибыли".
      Но это другая история: ведь усилитель «Вознаграждение и Риск» определяет соотношение соответствующих расстояний, а не наклон цены при выходе из базы. Значит, сам усилитель "Сила" как таковой ты не учитываешь в своей торговле?

      Удалить
    2. Как раз "Сила" выхода цены из уровня (количество и качество свечей) и расстояние, на которое цена ушла из него (соотношение риск/награда), и определяют в комплексе для меня оценку зоны, они не делимы и рассматривать их надо в комплексе, а не по отдельности.

      Удалить
    3. Сергей, я понял. Если можно, уточни, пожалуйста: "расстояние, на которое цена ушла" от базы. Что ты учитываешь? Только длину первого импульса от базы, или все расстояние перед возвратом к базе?

      Удалить
    4. Да именно первый импульс, а не все движение.

      Удалить
  2. Еще раз повторюсь, профи видят отложенные ордера и рыночные ордера толпы и доливают объем в ту сторону, где прибыль на вложенный капитал больше - им без разницы куда пойдет цена.

    ОтветитьУдалить
  3. Надо учитывать, что 85% случая цена пройдет 50% этого первого импульса и только в оставшихся 15% случаях все 100% импульса. Поэтому и надо понимание стоит ли рисковать исходя из размера первого импульса и зоны.

    ОтветитьУдалить