Тематика блога

Уважаемые посетители. Данный блог посвящен трём неразрывным составляющим прибыльной торговли на финансовых рынках:

1) Простой и эффективной торговой стратегии Price action.

2) Правильному и эффективному управлению риском и торговым капиталом.

3) Правильной торговой психологии и торговому мышлению.

Миссия блогасовместными усилиями достичь понимания того, что на самом деле представляет собой прибыльный трейдинг; помочь самому себе и читателям избежать потерь и добиться успеха на рынке.

Не останавливайся на том, что знаешь. Это может быть иллюзией...

воскресенье, 5 февраля 2017 г.

АНАТОМИЯ ЦЕНОВЫХ ЗОН, ИЛИ АНТИУСИЛИТЕЛИ БАЗ. Часть 1

Ранее в данном блоге была опубликована развернутая статья "Усилители баз и стратегия Price action", в которой автор попытался довольно детально и как можно глубже проанализировать известные нам академические усилители торговой стратегии Price action. По иронии случая в начало той статьи в качестве иллюстрации я разместил случайно найденную в интернете картинку с надписью: «Усилитель тормозов баз», видимо, имеющей отношение к тормозам автомобиля марки БАЗ. Просто ничего другого подходящего не нашлось)). В итоге кому-то это могло показаться некой иронией, шутливой насмешкой над теорией и практикой использования академических усилителей при оценивании зон спроса/предложения (баз). Возможно так и вышло, но уверяю вас – тогда это получилось совершенно случайно, потому что ничего другого подходящего из картинок я не нашел.



Но вот теперь, спустя некоторое время, после ознакомления с новыми и неожиданными для меня мнениями ряда трейдеров, у меня закралось сомнение: а не является ли академический усилительный подход к оценке зон спроса/предложения – в том виде, как мы его понимаем – действительно конкретным тормозом на нашем пути к успешному трейдингу?!
И не является ли наше убеждение в том, что все движения на рынке с разворотом цены – это только движения между зонами спроса и предложения – ограничивающим убеждением, существенно сужающим наше понимание истинной сути спекулятивного рынка??! По крайней мере, над этим стоит задуматься...

В связи с этим я решил предпринять ещё одну попытку заново проанализировать и переосмыслить роль академических усилителей. Особенно тех, на которые пало наибольшее подозрение в антиусилении.
Но для такого переосмысления в первую очередь нам следует подвести под него некую аксиоматическую базу, которая бы основывалась не на формальных понятиях, а на реалиях функционирования спекулятивных рынков. Для построения такой базы не подойдет никакой индикатор😊, поэтому автор воспользовался результатами собственных наблюдений и анализа, приведенными им ранее в этом блоге в статье под названием «Суть рынка, или виртуальная реальность трейдинга».

Итак, в качестве основных Аксиом рынка выступают следующие пять утверждений:
Аксиома 1. Мелкие розничные трейдеры становятся заинтересованными в торговле и массово выходят на рынок, если происходит срабатывание того или иного торгового сигнального триггера, причем массовость этой торговли обеспечивается стадным инстинктом и "эффектом толпы".
Под "эффектом толпы" здесь понимается следующее: чем больше трейдеров присоединяется к начальному импульсному движению цены, тем сильнее становится это движение, и тем больше ажиотаж на рынке, в результате чего к этому движению более охотно присоединяются и остальные массы ранее сомневавшихся взволнованных торговцев, следуя стадному инстинкту.
Аксиома 2. Чем дольше длится тренд, и чем больше акцентируется на нем внимание начинающих трейдеров, тем больше и массовей их вера в этот тренд, и тем чувствительней и масштабней становится реакция масс на срабатывание сигнальных триггеров в направлении данного тренда, способствуя все более и более массовой торговле в этом направлении.
Это явление можно обозначить, как "эффект снежного кома", который выступает неким показателем, и одновременно - катализатором массовости действий в направлении текущего тренда.
Аксиома 3. Крупные профессиональные трейдеры заинтересованы в торговле только в том случае, если они наблюдают выход на рынок больших торгующих масс из Аксиом 1 и 2, выполняющих одновременные, организованные и однонаправленные торговые действия.
Особенно это касается массового выхода на рынок эмоционально жадных (массово открывают сделки) или испуганных (массово закрывают сделки) торговых армад. Только в этом случае, став на противоположную сторону указанных торгующих масс, профи могут быстро обеспечить себе хорошую ликвидность своих крупных капиталов, под которой понимается следующее:
  • зафиксировать большую часть своей прибыли, выгодно закрыв свои ранее открытые крупные сделки и (или)
  • открыть (или долить) много новых крупных позиций в начале (или в середине) новой рыночной тенденции по выгодной для себя цене, в расчете на хорошую прибыль в будущем.
Причем такие действия профи как правило приводят к остановке и развороту (откату) предыдущего ценового движений после того, как все встречные ордера масс будут поглощены.
Аксиома 4. Нам следует обнаруживать на рынке и уделять особое внимание тем массам розничных трейдеров, у которых имеются открытые торговые позиции, поскольку в определенные моменты массово закрывая их и уходя с рынка, эти трейдеры будут способствовать движению цены.
Особенно это касается тех взволнованных трейдеров, которые оказались заперты в убыточных сделках, или прибыль которых таит на глазах, и которые при первой же возможности будут пытаться уйти с рынка с минимальными потерями, в безубытке или, в лучшем случае, с небольшой прибылью.
В этом случае мы знаем наверняка, что то, что случилось с массами этих трейдеров в прошлом, скорей всего будет оказывать влияние на будущую ситуацию на рынке. Т. е. мы получаем возможность высоковероятного прогнозирования будущих ценовых движений.
Аксиома 5. Последние события на рынке имеют более высокий приоритет и большее значение, чем давно прошедшие события, так как с тех пор рыночная ситуация может существенно измениться.
       В частности, по истечении длительного времени с рынка могут постепенно уйти ранее массово открывавшие свои торговые сделки толпы новичков, в результате чего они, согласно Аксиоме 4, уже не будут организованно и массово воздействовать на будущее ценовое движение. Или же со временем на рынке могут поменяться настроения, планы и трактовки рыночной ситуации как масс розничных трейдеров, так и крупных институциональных трейдеров. К примеру, может измениться видение текущего тренда, его перспектив прочее.

Если кто-то из уважаемых трейдеров ставит под сомнения истинность этих Аксиом, то я советую им вспомнить о том, как они сами торгуют на рынке или обычно покупают что-либо в обыденной жизни, и как реагируют на рыночный ажиотаж, а также как здесь делают свой бизнес продавцы.
Дополнительно видимо будет полезным уточнить интерпретацию автором используемых в Аксиомах понятий "эффект снежного кома" и "эффект толпы". Хотя оба эти понятия связаны с психологией трейдинга, следует заметить, что в целом это не одно и то же. Различие между ними состоит в том, что "эффект снежного кома" предполагает постепенный рост массовости в принятии однонаправленных, выверенных и осознанных торговых решений на основе веры и текущих предпочтений, установившихся в течении сравнительно длительного промежутка времени. Тогда как "эффект толпы" предполагает лавинно нарастающие за сравнительно короткий промежуток времени неосознанные, эмоциональные и импульсивные однонаправленные действия масс трейдеров под воздействием стадного инстинкта.
Хотя, конечно, все относительно. К примеру, реакцию скальперов на рост или падение рынка в течении часа с точки зрения этих же скальперов можно расценивать, как "эффект снежного кома", т.к. для них час времени – это сравнительно большой временной промежуток. Тогда как с точки зрения инвесторов или свингеров, торгующих на больших таймфреймах, эта же реакция скальперов на часовую импульсную свечу может быть расценена уже как "эффект толпы". Поэтому указанные понятия корректно будет рассматривать только с точки зрения одного и того же типа трейдеров, торгующих на одних и тех же (или близких) рабочих таймфреймах.

Теперь можно перейти непосредственно к анализу академических усилителей, основываясь не на бездумном применении заезженных формальных шаблонов, а используя простую логику и здравый смысл, с учетом той информации, которая была ранее изложена в упоминаемой выше статье "Усилители баз и стратегия Price action". При этом для определенности будем считать, что на большем таймфрейме цена достигла своей важной зоны спроса или предложения, после чего на рынке наметилась разворотная тенденция.

1) Усилитель «Сила (Strength)»

Как известно, первый усилитель под названием «Сила (Strength)» показывает нам, насколько резко и сильно цена вышла из базы. Формально действие этого усилителя объясняется следующим образом: чем сильнее цена уходит из базы, тем больше остаточный дисбаланс между спросом и предложением внутри этой базы в тот момент, и соответственно, тем больше её разворотная сила при возврате цены к ней. Т.е. по сути это означает, что указанный остаточный дисбаланс в базе, определяемый остаточными ордерами при её формировании, остается там вплоть до самого теста базы, после чего происходит срабатывание этих ордеров и разворот цены от тестируемой базы.
Однако есть ряд важных замечаний, которые могут кардинально изменить наше понимание этого усилителя. Дело в том, что согласно существующему общепринятому мнению, этот остаточный дисбаланс между спросом и предложением, и вызванное им сильное движение цены из базы, созданы остаточной массой отложенных ордеров крупных участников рынка. Но как указывалось в некоторых статьях данного блога, в том числе здесь, отложенные ордера не могут по определению двигать цену. Такое движение происходит только благодаря так называемым рыночным ордерам. Это, во-первых.
Во-вторых, эти рыночные ордера, которые непосредственно создают сильное движение от базы, скорее всего принадлежат не профи. Иначе от их крупных рыночных ордеров цена сразу улетела бы либо в космос (Buy-ордера на дне рынка), либо в бездонные глубины океана (Sell-ордера на вершине рынка) :)), что обычно не выгодно профи из соображений недостаточного обеспечения ликвидности их капиталов.
       Ведь известно, что ввиду крупных размеров этих капиталов, на разворотах рынка профи, как правило, не могут за один раз обеспечить себе достаточную ликвидность. Тогда в случае быстрого и преждевременного улета цены им придется фиксировать очередную порцию своей прибыли или открывать часть своих новых позиций по значительно менее выгодной для них цене. Поэтому им необходимо здесь не просто обеспечить себе ликвидность очередной порции своих капиталов, а ликвидность с минимальным перемещением цены.
       В связи с этим на разворотах рынка профи вынуждены периодически создавать ценовые качели, стараясь по началу не провоцировать здесь чрезмерно сильных движений в направлении новой тенденции. Наоборот, до поры до времени, в каждой качели они пытаются возвращать цену обратно к выгодным для них уровням, провоцируя этими действиями очередную порцию встречных "глупых" ордеров от верующих в продолжение старого тренда масс новичков, и тем самым наращивая свои крупные торговые позиции перед окончательным разворотом рынка.


Формирование базы. Где новички?

Но если те рыночные ордера, которые создали сильное начальное ценовое движение от базы, принадлежали не профи, то тогда получается, что они преимущественно принадлежат массам розничных трейдеров. Причем эти розничные массы можно отнести к двум категориям:
  1. Массы новичков, которые ошиблись с выбором направления ценового движения. Теперь после формирования базы и начала движения цены в противоположную сторону, у них начали массово срабатывать стопы, либо же они в панике сами закрывают свои убыточные позиции. И то, и другое способствует разгону цены от базы.
  2. Нарастающие массы новичков, которые угадали с направлением ценового движения, и пока находятся в рынке с некоторой прибылью. А "эффект толпы" способствует дальнейшему увеличению этих масс и еще более сильному движению цены от базы.
В целом, картина распределения ордеров на примере зоны предложения приведена на рис. 1. Здесь цифрой «1» отмечены ордера розничных трейдеров указанной выше первой категории, которые ошиблись с выбором направления ценового движения, надеясь на продолжение предыдущего восходящего тренда, и были ложно втянуты в эмоциональные покупки. Причем, зеленым цветом отмечен нарастающий поток их ордеров на покупку, с которыми они выходили на рынок против профи, а красным – их массовые стоп-ордера, впоследствии превратившиеся в рыночные ордера на продажу и давшие старт мощному нисходящему ценовому импульсу.


Рис. 1. Потоки ордеров при формировании новой зоны предложения

Соответственно, цифрой «2» отмечен нарастающий поток ордеров на продажу от трейдеров второй категории после пробоя оранжевого уровня поддержки/сопротивления. Причем, поскольку с момента разворота тренда и начала новой нисходящей тенденции цена уже сделала сильные движения вниз (см. две больших черных свечи перед базой), эта категория новичков, согласно Аксиоме 2, охотно продавала на пробое указанного уровня, поверив в дальнейшее продолжение нового падающего тренда.
      Небольшой откат цены внутри нисходящего от базы импульса скорей всего свидетельствует о том, что часть трейдеров этой категории фиксировали там свою небольшую прибыль, покидая рынок. Это важный момент и на него стоит обратить внимание, о чем речь пойдет ниже.
Следует также напомнить, что в этом нисходящем импульсе присутствовали еще и ордера той части трейдеров категории 1, стопы которых либо еще не были активированы ценой, либо отсутствовали как таковые. Тем более поговаривают, что таких трейдеров, любящих отодвигать свой стоплосс или "ездить" по рынку без стоповых "тормозов", очень много, чуть ли не большинство. Тогда резкое падение цены от базы вынуждало этих трейдеров в панике продажами по рынку закрывать здесь свои убыточные длинные позиции.
       Наконец, следует заметить, что обе категории указанных розничных трейдеров действовали в соответствии в Аксиомой 1, только в разных направлениях. А сигнальным триггером для них была реакция цены (разворот или пробой) на близкий к базе оранжевый уровень поддержки/сопротивления.


Формирование базы. Где профи?

Но тогда у многих читателей может возникнуть закономерный вопрос: а где в этой ситуации были рыночные ордера профи? Ордера профи отмечены на рис. 1 синим цветом, пик массовости которых пришелся на вершину пинбара, когда на рынке уже образовался достаточно массовый встречный поток ордеров трейдеров первой категории, и у профи согласно Аксиоме 3 появилась возможность обеспечения некоторой ликвидности. В итоге заброшенная профи "рыболовная сеть" заполнилась, что дало им возможность долить очередную крупную порцию своих коротких позиций по сравнительно высокой цене, не создавая при этом ее значительного движения вниз.
       Т. е. поглотив весь образовавшийся сгусток встречных ордеров категории 1 в довольно узком ценовом диапазоне (ориентировочно - диапазон хвоста пинбара), профи одновременно совершили резкий разворот цены с ее последующим минимальным перемещением, что собственно им и требуется исходя из определения ликвидности. Ведь при наличии такого сгустка "глупых" ордеров ценовое движение при их поглощении как раз и будет происходить только в пределах этого узкого ценового диапазона, в котором данные ордера расположены. Тогда именно этот узкий ценовой диапазон и есть нашей искомой, вновь сформированной базой, отмеченной на рис. 1 желтым прямоугольником.
       А дальше, после поглощения на рынке всех встречных "глупых" позиций и получения хорошего куска ликвидности, остаточные рыночные (не отложенные) ордера от профи если и присутствовали на рынке, то только для того, чтобы незначительно подтолкнуть цену вниз за оранжевый уровень поддержки/сопротивления, с целью активировать массовые стопы розничных трейдеров первой категории для создания теперь уже выгодного профи мощного падающего движения.

Таким образом, все эти рассуждения дают нам возможность по-другому взглянуть на рыночную картину в момент формирования новой сильной зоны спроса/предложения. И здесь для нас важным ВЫВОДОМ 1 является то, что сила импульсного движения цены от этой зоны определяется не остаточными отложенными ордерами профи, а массовостью эмоциональных действий мелких розничных трейдеров в ее окрестности, как до, так и после формирования базы, а также реакцией профи на эти массовые действия новичков.


Возврат цены к базе и ее тест. Что происходит?

       В результате описанных выше процессов с таким сильным импульсным движением цены от базы, оранжевый уровень спроса/предложения возле нее теперь снова становиться критичным для масс, и будет оставаться важным для них и в дальнейшем. В случае возврата цены к нему в ближайшем будущем эти массы непременно будут реагировать на него в виде тех или иных торговых действий. Причем, согласно Аксиоме 4, это особенно касается тех трейдеров указанных выше двух категорий, которые на момент возврата цены к базе и ее теста будут находиться в рынке. И чем больше таких трейдеров останутся в рынке со своими открытыми ранее позициями, тем мощнее будут их суммарные действия при достижении ценой базы, и соответственно, тем выше вероятность разворота цены от неё.
       Вот почему при движении цены из базы после её формирования согласно анализируемому усилителю «Сила (Strength)» важно, чтобы это движение выглядело сильным, и без существенных откатов. Ведь, как указывалось выше, каждый такой откат означает закрытие частью розничной массы трейдеров категории 2 своих позиций с небольшой прибылью, и их уход с рынка. Соответственно, чем больше таких откатов, и чем они глубже (в целом, пологое движение цены от базы), тем больше указанных трейдеров покидает рынок после фиксации своей прибыли.
По этому поводу можно заметить, что из ранее вошедших в рынок розничных трейдеров категорий 1 и 2, к моменту первого возврата цены к базе на рынке со своими открытыми позициями останутся следующие массы торговцев:
  • напуганные трейдеры категории 1, которые не установили стоплосс (или постоянно отодвигали его в надежде, что цена все же пойдет в нужную им сторону) и не закрыли свои убыточные сделки, продолжая дальше терпеть боль потерь и в страхе надеясь закрыть свои позиции в безубытке, или хотя с минимальными потерями при первом возврате цены к базе;
  • расстроенные трейдеры категории 2, которые не успели вовремя зафиксировать прибыль от своих коротких позиций, по сути передержав их из-за жадности в надежде на дальнейшее большое падение цены, и теперь созерцающие, как их бывшая прибыль растаяла на глазах и даже грозит превратиться в убыток, что будет толкать их на закрытие этих позиций хотя бы с минимальным положительным результатом.
Таким образом, можем сделать ключевой ВЫВОД 2, который касается момента теста базы: не профи с их остаточными отложенными ордерами, а именно эти оставшиеся в рынке взволнованные трейдеры с их будущими массовыми торговыми действиями, а также вновь втянутые в рынок на момент возврата цены к базе эмоциональные массы новичков, в первую очередь будут определять то, что мы называем "разворотной силой" зоны спроса/предложения.
       Массовость толпы, вот главный показатель силы базы. Чем больше эти массы, и чем активней их действия, тем сильнее и охотней реакция на эти действия крупных профессиональных трейдеров, стремящихся защитить свои ранее открытые сделки (в рассматриваемом на рис. 1 примере - короткие позиции) и одновременно получающих возможность долить хорошую порцию таких же новых позиций. Реакция, конечным результатом которой как раз и будет разворот цены от базы.
       Ведь в случае отсутствия таких активных масс при тесте базы, согласно Аксиоме 3 крупным профи там также нечего будет делать: разворачивать цену от этой базы с заброшенной в очередной раз, но пустой «рыбной сетью», у них пока не будет никакого смысла. По этой же причине у профи нет смысла оставлять в базе свои массивные ранее отложенные ордера. Ведь они не могут знать заранее, насколько массовыми будут здесь указанные выше действия розничных трейдеров при будущем тесте базы.
       Исключением может быть разве что ситуация, когда единственной целью профессионалов является стремление защитить здесь свои ранее открытые сделки, при условии, что они уже обеспечили себе достаточную ликвидность на развороте рынка, и им не нужно доливать новых торговых позиций.
       Согласитесь, что все это абсолютно не сочетается с тем стандартным определением и объяснением усилителя «Сила (Strength)», которое было приведено в первом абзаце данного раздела.
       Таким образом, результаты изложенного выше анализа совершенно перечеркивают старое, сложившееся у многих из нас представление о действии анализируемого усилителя. Собственно, в этом и состоит основная суть его переосмысления. Тогда на основании этого переосмысления мы, видимо, должны сделать для себя некоторые важные выводы, и внести соответствующие корректировки в свои торговые стратегии и бизнес-планы.

       Вероятно после прочтения выше изложенного у многих внимательных трейдеров может возникнуть закономерный вопрос: если сами профи не могут знать заранее о массовости действий новичков в момент возврата цены к базе и ее теста, то как об этом можем заранее знать мы, рядовые розничные трейдеры, пытающиеся использовать отложенные ордера? Видимо, никак! База и её сила не заслуживают доверия к себе до тех пор, пока эта сила не подтвердится в будущем, при тесте базы. И лишь только некоторые косвенные показатели могут дать нам предварительную вероятностную подсказку. Те показатели, которые как раз и фигурируют в академической усилительной методике.
       Во-первых, это сила отката цены непосредственно перед формированием базы и длительность пребывания цены в окрестности завершения этого отката, т.е. внутри вновь сформированной базы. Ведь по здравому размышлению, чем больше и кратковременней был этот откат (в идеале - длинный хвост одной свечи в виде пинбара, что и имело место на рис. 1), тем вероятно больше трейдеров-новичков категории 1 были втянуты в ложную торговлю и "попали в засаду".
       Во-вторых, это характер ценового движения от базы после ее формирования (выход цены из базы). С одной стороны, чем сильнее было это движение, тем видимо массовей была категория 1 (сработало много стопов), и тем больше в это движение впоследствии было втянуто трейдеров категории 2 согласно "эффекту толпы". А с другой стороны, чем круче и с меньшими откатами было указанное движение в дальнейшем, тем вероятно меньше трейдеров категории 2 ушло с рынка после фиксации своей прибыли.
       Таким образом, и первое, и второе может служить нам опережающим косвенным признаком остаточной массовости розничных трейдеров на момент возврата цены к базе и её теста в будущем. Но лишь вероятностным признаком, который, естественно, ничего не гарантирует. Поэтому какой бы ни казалась огромной сила базы, мы всегда должны позаботиться об ограничении наших рисков.
       Ну и наконец, еще одним известным академическим показателем массовости при тесте базы, но уже непосредственно перед самим тестом, является характер подхода цены к базе при возврате к ней. Но детальней обо всем этом - в следующей части данной статьи.
  
Продолжение следует.

8 комментариев:

  1. Для меня усилитель "Сила" - это потенциал движения, который цена может пройти без препятствий, 50-70%% от которого я хочу получить. Если он меня устраивает (соотношение Риск/Награда больше 1 к 3), то я рискую и вхожу в сделку, иначе сделку нет смысла совершать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Но в свете академиков то, что ты здесь называешь усилителем "Сила", называется по-другому: «Вознаграждение и Риск (Reward/Risk)». При этом академики иногда оперируют понятием "зона прибыли".
      Но это другая история: ведь усилитель «Вознаграждение и Риск» определяет соотношение соответствующих расстояний, а не наклон цены при выходе из базы. Значит, сам усилитель "Сила" как таковой ты не учитываешь в своей торговле?

      Удалить
    2. Как раз "Сила" выхода цены из уровня (количество и качество свечей) и расстояние, на которое цена ушла из него (соотношение риск/награда), и определяют в комплексе для меня оценку зоны, они не делимы и рассматривать их надо в комплексе, а не по отдельности.

      Удалить
    3. Сергей, я понял. Если можно, уточни, пожалуйста: "расстояние, на которое цена ушла" от базы. Что ты учитываешь? Только длину первого импульса от базы, или все расстояние перед возвратом к базе?

      Удалить
    4. Да именно первый импульс, а не все движение.

      Удалить
  2. Еще раз повторюсь, профи видят отложенные ордера и рыночные ордера толпы и доливают объем в ту сторону, где прибыль на вложенный капитал больше - им без разницы куда пойдет цена.

    ОтветитьУдалить
  3. Надо учитывать, что 85% случая цена пройдет 50% этого первого импульса и только в оставшихся 15% случаях все 100% импульса. Поэтому и надо понимание стоит ли рисковать исходя из размера первого импульса и зоны.

    ОтветитьУдалить
  4. Интересная статья, заставляющая по другому посмотреть на "старые вещи", так сказать попытка взглянуть изнутри... .
    С нетерпением ожидаю продолжения.

    ОтветитьУдалить