Согласно
определению, под упоминаемой в названии
этой статьи кривой обучения понимается процесс получения новых знаний и(или) приобретения новых навыков.
В общем случае, кривые обучения, в том
числе и нашего обучения трейдингу, можно
представить следующим образом, как
показано на рис. 1. Причем основными
неотъемлемыми атрибутами процесса
обучения являются приложенные при этом
усилия обучающегося, а также полученные
им знания и умения.
Рис.
1. Кривые обучения трейдингу
Начнём
рассмотрение этого важного вопроса с красных кривых, характерных
для самостоятельного обучения трейдингу.
При этом площади фигур, ограниченные
этими кривыми и осями координат,
представляют собой общий объём приложенных
при обучении усилий (под сплошной линией), а
также суммарный объём приобретённых
при этом знаний и умений (под пунктирной линией).
Однако
в таком высококонкурентном бизнесе как трейдинг, где нас не ждут с нашими
истинными знаниями и правильным
пониманием реального состояния дел, в
подавляющем числе случаев искомая
учебная информация будет далека от
истины. Наоборот, она как правило будет
ложной и уводить начинающего
самообучающегося трейдера на путь
будущих торговых крахов, сливов и
разочарований. Ведь каждый начинающий трейдер как правило изучает все то, что изучают и все остальные начинающие трейдеры, используя общедоступную информацию и посещая всевозможные курсы трейдинга. Однако стоит вдуматься: если вы будете изучать и знать то же самое, что и все остальные, а также применять эти типовые знания на практике как и все, будет ли у вас какое-то преимущество в таком высококонкурентном бизнесе, как трейдинг?
Но
даже истинную информацию о реально
прибыльном трейдинга самоучке бывает
довольно сложно собрать и усвоить из-за
её разбросанности по различным источникам
и интернет-ресурсам, из-за объёмности
и хаотичности этой информации, а также
из-за возможной сложности в её понимании
и самостоятельной проработке. К тому
же многим обучающимся трейдерам
характерно беглое спешное чтение и
поверхностное ознакомление со столь
полезной информацией. А ведь её нужно
не просто читать внимательно. Ее нужно
тщательно прорабатывать и желательно
в распечатанном виде, с карандашом и
маркером в руках, пытаясь при этом
осознать и правильно понять суть основных
мыслей и положений! Можно двигаться
впопыхах, "проглатывая" книгу за
книгой, и оставаться на месте, а можно
вдумчиво идти от страницы к странице,
от раздела к разделу, применяя понемногу
новые знания на практике, при этом на голову опережая
конкурентов.
И
не следует бояться и избегать длинных
развернутых текстов с "большим
количеством букв" (как кто-то написал в комментарии к одной из моих статей - "многобукафф":)), лирическими
отступлениями и "словоблудием"
авторов. И хотя многим хочется сэкономить
время, узнать все сразу и сейчас, а длинные тексты их раздражают,
все же стремление искать краткую
обучающую информацию мешает её эффективному
усвоению, как бы парадоксально это ни
звучало. Американские ученые определили,
что именно длинные тексты помогают
лучше запоминать информацию. Мозг сам
выбирает, что для него важнее и полезнее.
В кратких же содержаниях и маленьких
сообщениях каждое предложение кажется
важным, а это создаёт трудности для
запоминания.
Таким образом, знания лучше "пить" разбавленными. Хотя, не всем это под силу. Вечная спешка и занятость, суета, отсутствие истинного интереса к трейдингу при слабой внутренней мотивации часто принуждают трейдера беспорядочно и не системно шнырять по источникам информации в поисках неизвестно чего; не дочитав до конца один материал, не доведя дело до конца, бросать ознакомление с ним и кидаться на другой и т.д. К примеру, если взять во внимание эту статью, то по статистике к просмотру ее части 2 доходит лишь треть от тех читателей, которые ознакомились с частью 1. Так что если вы еще читаете эти строки части 2, то можете себя поздравить и похвалить за вашу стойкость и упорство.))
Таким образом, знания лучше "пить" разбавленными. Хотя, не всем это под силу. Вечная спешка и занятость, суета, отсутствие истинного интереса к трейдингу при слабой внутренней мотивации часто принуждают трейдера беспорядочно и не системно шнырять по источникам информации в поисках неизвестно чего; не дочитав до конца один материал, не доведя дело до конца, бросать ознакомление с ним и кидаться на другой и т.д. К примеру, если взять во внимание эту статью, то по статистике к просмотру ее части 2 доходит лишь треть от тех читателей, которые ознакомились с частью 1. Так что если вы еще читаете эти строки части 2, то можете себя поздравить и похвалить за вашу стойкость и упорство.))
Однако
задача самообучающегося трейдингу
состоит не только в том, чтобы проработать до конца и понять тексты с учебным материалом.
Важно также "прожить" прочитанное.
Во-первых, для этого полезным будет
составление краткого конспекта
прочитанного и изученного. Причем,
конспекта не набранного на клавиатуре,
а написанного от руки. Хотя бы самых
важных мыслей на полях распечатки. Ряд
учёных подтвердили, что во время
конспектирования от руки задействовано
больше участков мозга, чем при печатании
на клавиатуре: знания "лезут" в
голову не только через глаза и уши, но
и через пишущую руку)). Кроме того,
некоторые психологи предлагают делать
конспект по системе двойного кодирования:
записывать новые мысли и информацию, и
одновременно зарисовывать ассоциации,
которые эта информация вызывает. Благо,
трейдерам найдётся что зарисовывать...
Во-вторых,
"прожить" - значит спорить с
прочитанным, обсуждать его. Хотя бы с
самим собой. Доказано, что речевое
проговаривание вслух способствует как
более эффективному запоминанию новой
информации, так и лучшему осознанию тех
или иных действий. Кроме того, надо
пытаться примерить полученные знания
на себя, а также "прощупать" новый
метод, проверяя прочитанное на практике. В
2000-х годах американские ученые доказали,
что если в течении ближайших 3-х суток
после получения новой информации человек
не применил её на практике, то эффективность
пройденного обучения существенно
снижается.
В
связи со всеми выше перечисленными
особенностями самообучения лишь немногим
трейдерам удаётся найти, самим
систематизировать, тщательно проработать
и обобщить действительно полезную
обучающуюся информацию, а также в
последующем правильно и грамотно
использовать её на практике для извлечения
торговой прибыли на рынках.
Улучшить
ситуацию с обучением трейдингу может
использование услуг торговых школ и
курсов с преподавателями и наставниками,
естественно, при условии преподавания
ими действительно нужных и полезных
вещей, прибыльных торговых методик и
стратегий. Имеются ввиду те школы и
курсы, в которых не предусмотрено много
времени на изучение обычного технического
и фундаментального анализа, так глубоко,
долго и упорно штудируемых толпами
начинающих трейдеров.
Кроме
того, это школы, в которых принято уходить
от шаблонов торгового мышления и стадных
инстинктов, характерных для погрязших
в иллюзиях масс. Наоборот, обучение
в них должно быть основано на правильном
и реальном торговом мышлении. И все это
для того, чтобы выпускники таких школ
смотрели на рынки глазами реальности
и действительности, а результаты их
торговли отличались от типовых печальных
результатов остальных начинающих
трейдеров, характеризующихся
последовательными убытками и потерями
депозитов.
В
этом случае кривые обучения преобразовываются
и становятся такими, как отмечено на
рис. 1 синим цветом, став более эффективными
и требующими от начинающего трейдера
меньше времени и образовательных усилий
при одновременном увеличении объёма
полученных полезных истинных знаний и умений.
Академики +Online
Trading Academy нас
учат, что если мы действительно хотим
стать успешными трейдерами, то самый
быстрый способ – это научиться тому,
что умеют делать успешные трейдеры.
Большинство нынешних профессиональных
трейдеров преуспели в трейдинге,
преодолев путь проб и ошибок, пройдя
школу потрясений, разочарований и
тяжелых ударов при движении по своей
кривой обучения. Надо искать таких
наставников и обращаться к ним за
помощью. Иными словами, надо реализовать
так называемую ролевую "модель
наставника". При этом не стоит быть упрямым и гордым, идя на поводу у собственного эго и слепо надеясь только на собственные силы и возможности. Трейдинг этого не терпит, здесь это наказуемо.
Коммерческий
интерес академиков в этом совете понятен.
Тем не менее, они правы: действительно,
наличие рядом толкового, опытного и
откровенного наставника помогает
существенного сократить процесс обучения
путем передачи информации о тех ошибках,
которые трейдер-наставник сам совершал
в течение всей своей предыдущей торговой
практики. Такое обучение даёт возможность
слушателям избежать или хотя бы свести
к минимуму собственные ошибки в своей
торговле за счет учета прошлых чужих
ошибок.
Но
это не единственный плюс обучения в
школах трейдинга. Такое обучение –
особенно практические занятия, – даёт
возможность начинающим трейдерам-слушателям
воочию ознакомиться с конкретными
торговыми действиями опытных наставников,
чтобы в дальнейшем и самим использовать
такую же или схожую тактику. Чтобы заново
не изобретать велосипед.
Такое
обучение поможет новичку раскрыть
личную торговую программу опытного
трейдера, представляющую собой
последовательность его психических и
поведенческих кодов: как и что он думает,
как рассуждает, как он себя ведет, что
и как он делает прочее. К примеру, в самой
академии ОТА для этой цели была создана
специальная программа расширенного
обучения трейдингу (XLT), где слушатели во
время живой торговой сессии планируют
и открывают реальные торговые сделки
под непосредственным руководством и
контролем опытных трейдеров-инструкторов. Тем самым они получают ключ к воспроизведению
знаний и опыта своих наставников.
Еще
одним важным преимуществом школьного
образования перед самообучением является
то, что здесь вы и обучаетесь теоретически,
и выполняете практическую торговлю не
сами, а с такими же слушателями, которые
как правило испытывают схожие проблемы
и успехи. Это приводит к появлению групп
поддержи с общими целями, взглядами,
интересами и задачами, с командным
духом, с эмоциональной связью и
приверженностью одной методике и
стратегии торговли. Формирование такого
сообщества единомышленников способствует
возникновению синергетического эффекта,
что может значительно повысить
эффективность обучения, обеспечить
точность, дисциплинированность и личную
ответственность в исполнении
запланированной торговли, одновременно
уменьшив чувство опасения, которое мы
часто испытывает при торговле в изоляции.
Согласитесь
– все это дорогого стоит, и за это,
конечно же, придется заплатить. Но может
действительно лучше заплатить, чем
отдать те же деньги (а скорее всего – и
значительно больше), сливая при
самообучении свои депозиты в результате
мучительных торговых проб и грубых
ошибок на пути движения по своей
низкоэффективной и изнурительной кривой
обучения? Ведь без школы и грамотного
наставника в процессе самообразования
начинающие трейдеры часто:
- изучают не то, что действительно важно и нужно для прибыльного трейдинга, попутно примыкая к всевозможным сообществам таких же последовательно теряющих трейдеров, тем самым лишь усугубляя губительность своего положения, все дальше и дальше уходя в дебри ложных знаний о трейдинге;
- если даже изучают то, что нужно, то как правило не старательно и поверхностно, без тщательной проработка и документирования, без глубокого анализа и осмысления учебного материала;
- не справляются с психологическими моментами, не формируют правильного торгового и вероятностного мышления, столь важного в трейдинге.
Безусловно,
сейчас многие, прочитавшие предыдущие
строки выше, могут резонно заметить:
раз уж академики ОТА и подобные им
наставники из других уважаемых школ
обучения торговли такие большие профи
в трейдинге, то почему они учат кого-то
торговать и плодят себе конкурентов? Ведь вполне очевидно, что
они могут зарабатывать на жизнь без
преподавания, только торгуя для себя и
не заморачиваясь на учебный процесс,
на составление учебных планов и написание
тематических статей, на подготовку
учебников, презентаций и видеороликов
прочее.
Сначала
скажу от себя. Дело в том, что подготовка
и непосредственное участие в таком
учебном процессе является для трейдера
чуть ли не идеальным занятием, позволяющим,
с одной стороны, все время оставаться в
трейдинге, держа себя в постоянном
торговом тонусе, и в то же время отвлекаться
от рынка, от личной торговли и собственных
активных сделок, тем самым способствуя
реализации уже ранее неоднократно упоминаемого
в этом блоге принципа «установил и забыл».
К
тому же, есть такая шутка: пока объясняешь
что-то слушателю, и сам начинаешь это
понимать)). Или по-другому: если чего-то
не знаешь или не понимаешь - начни это
преподавать, и все станет ясно)). Дело в том, что когда
человек объясняет, он стремится упрощать,
чтобы его поняли. Когда он делится
опытом, он начинает приводить примеры
и детализировать. В итоге, сам начинает
лучше понимать и осознавать. Таким
образом, преподавание дает наставнику возможность
реализовать через слушателя механизм
обратной связи, позволяющий как бы
заново осознать и структурировать
собственные знания и опыт. Ведь только
потому, что кто-то делает что-то хорошо,
совсем не означает, что он знает, как
он это делает)). С годами доведя свои
знания до неосознанной компетентности,
а действия - до автоматизма, он уже
просто забыл, как он все это делает.
К примеру, попробуйте объяснить не
умеющему ездить на велосипеде, как вы
сами это делаете и почему не падаете.
Кроме
того, согласно утверждению академика +Brandon
Wendell,
у многих успешных трейдеров со временем
возникает большое искреннее желание
помочь начинающим трейдерам стать
такими же успешными и достичь своих
целей в трейдинге. Наивно? Не думаю.
Вспомните о меценатах и благотворительности.
Психологи утверждают, что такое стремление
безвозмездной помощи делает человека
счастливей и духовно богаче. К тому же,
для многих из них это вопрос престижа
и личных амбиций, а также хороший повод
"выйти к людям" для общения. Таким
образом, в процессе передачи своих
знаний и опыта наставник ощущает, что
является частью более широкого общества.
И это важно, ведь люди - социальные
существа, мы нуждаемся в таком ощущении.
Но
желание помочь и пообщаться – не
единственный мотиватор трейдеров-наставников.
В процессе обучения они, как правило,
требуют от своих слушателей строгой
подотчетности и беспрекословного
следования правилам торгового плана,
что постоянно напоминает им самим о
необходимости поддерживать также и
свою личную дисциплину в своей торговле. К тому же, постоянное освежение при этом своих знаний, а также наблюдение за торговыми концепциями глазами своих учеников, защищает наставников от опасности самим стать несвежими. Ведь всегда и всем, даже опытным трейдерам,
легко сбиться с пути торгового успеха,
легко уйти в небрежность и
недисциплинированность. А вот обратно
вернуться на него – уже значительно
сложнее.
Поэтому
торгуя перед студентами в учебных
классах, преподаватель каждый раз
вынужден спрашивать себя: «Хочу ли я,
чтобы студенты увидели эту сделку?»
Ответ на этот вопрос часто не допускает
халтуры, безответственных и непродуманных
торговых действий. Ведь потерять
авторитет и «упасть» в глазах своих
учеников никому не хочется.
Кстати, судя по комментариях на различных трейдинговых интернет-ресурсах, многие читатели моих статей ошибочно думают, что если я постоянно упоминаю (в том числе и в этой статье) об академиках +Online Trading Academy, то тем самым как бы завуалированно рекламирую эту школу, являясь ее "тайным" рекламных агентом под прикрытием)). Уверяю вас - это не так, а я даже английского языка толком не знаю. Если бы они задались целью внедрить в наши массы такого агента, то им логичней было бы подыскать кого-то другого, хотя бы нормально владеющего языком. Думаю, достойных нашлось бы немало. К тому же, если я не ошибаюсь, на наших бескрайних просторах в 1/6 суши Земного шара академия ОТА пока не имеет своих филиалов и представительств.
Безусловно, мои упоминания и ссылки невольно привлекают внимание читателей к академикам ОТА, к самой академии, и некая реклама все же получается. Хотя с другой стороны, в некоторых последних статьях встречается и антиреклама. Кроме того, я точно так же часто упоминаю и +Nial Fuller, являясь приверженцем и его торгового подхода, с его торговым опытом, школой и философией. Однако это делается, во-первых, потому, что этика использования чужой информации и идей требует ссылаться та соответствующий ресурс и автора. А во-вторых, этими ссылками я всего навсего просто отдаю дань тому, что сам получил от этих авторов, отыскивая, читая, прорабатывая и анализируя их статьи в интернете. А также из-за уважения к используемым в упоминаемых школах подходам в подборе преподавательских кадров и обучении слушателей, явно отличающимся в лучшую сторону от подходов бесчисленных курсов и школ на наших постсоветских просторах, о чем я уже писал ранее. Так что никаких "заговоров" и заманиловок по отношению к моим уважаемым читателям здесь нет)).
Кроме того, некоторые читатели в своих комментариях также указывают на тот факт, что я здесь слишком обширно и подозрительно навязчиво описываю преимущества обучения в школах трейдинга перед самообразованием. Возможно, но обращаю ваше внимание на то, что это касается не всех школ подряд, а только тех, которые действительно обучают реально последовательно прибыльным вещам. Это не касается тех школ, обучение в которых способствует только быстрому сливу депозитов во благо всевозможных брокерских контор, которые часто сами же и организовывают подобные школы или курсы. Думаю не ошибусь, если скажу, что действительно хороших и правильных школ - единицы на нашей планете. Вот именно о них и идет речь выше. Ищите такие школы, и в этом мой посыл! А если не найдете, или у вас нет возможности там учиться, то тогда уж лучше заняться самообразованием с осторожным и критическим подходом, чем попасться на крючок псевдоправильного примитивного обучения.
Следующая часть.
Безусловно, мои упоминания и ссылки невольно привлекают внимание читателей к академикам ОТА, к самой академии, и некая реклама все же получается. Хотя с другой стороны, в некоторых последних статьях встречается и антиреклама. Кроме того, я точно так же часто упоминаю и +Nial Fuller, являясь приверженцем и его торгового подхода, с его торговым опытом, школой и философией. Однако это делается, во-первых, потому, что этика использования чужой информации и идей требует ссылаться та соответствующий ресурс и автора. А во-вторых, этими ссылками я всего навсего просто отдаю дань тому, что сам получил от этих авторов, отыскивая, читая, прорабатывая и анализируя их статьи в интернете. А также из-за уважения к используемым в упоминаемых школах подходам в подборе преподавательских кадров и обучении слушателей, явно отличающимся в лучшую сторону от подходов бесчисленных курсов и школ на наших постсоветских просторах, о чем я уже писал ранее. Так что никаких "заговоров" и заманиловок по отношению к моим уважаемым читателям здесь нет)).
Кроме того, некоторые читатели в своих комментариях также указывают на тот факт, что я здесь слишком обширно и подозрительно навязчиво описываю преимущества обучения в школах трейдинга перед самообразованием. Возможно, но обращаю ваше внимание на то, что это касается не всех школ подряд, а только тех, которые действительно обучают реально последовательно прибыльным вещам. Это не касается тех школ, обучение в которых способствует только быстрому сливу депозитов во благо всевозможных брокерских контор, которые часто сами же и организовывают подобные школы или курсы. Думаю не ошибусь, если скажу, что действительно хороших и правильных школ - единицы на нашей планете. Вот именно о них и идет речь выше. Ищите такие школы, и в этом мой посыл! А если не найдете, или у вас нет возможности там учиться, то тогда уж лучше заняться самообразованием с осторожным и критическим подходом, чем попасться на крючок псевдоправильного примитивного обучения.
Следующая часть.
Спасибо за статью. Она полностью описывает мой путь обучения в трейдинге и могу сказать, что на 100% согласен с автором, особенно в части преподавания и его эффективности для структурирования собственных знаний в ходе него.
ОтветитьУдалитьЭто точно!
ОтветитьУдалить