Дальше предлагаю читателям окунуться в некоторые цифры и проценты, дающие нам возможность оценить и сравнить эффективность самообучения трейдингу с эффективностью обучения в школах под руководством опытных практикующих наставников.
В первую очередь вспомним об известном законе Парето (или принципе 20/80), чтобы опираться на него в процессе наших подсчетов и рассуждений.
Далее для сравнения выделим две категории начинающих трейдеров:
- Те, которые занимаются только самообразованием.
- Те, которые обучались в школах и на курсах.
В свою очередь, вторую категорию трейдеров можно разбить на две подкатегории:
- те трейдеры, которых постигла неприятная участь ложного обучения в псевдошколах или на псевдокурсах псевдоуспешного трейдинга;
- те трейдеры, которые получили истинное торговое образование под руководством опытных и действительно успешных в трейдинге практикующих наставников.
Думаю, что первую подкатегорию трейдеров, прошедших обучение в псевдошколах и которые скорее всего составляют большинство среди обучающихся в школах новичков, сразу же следует исключить из рассмотрения. Дело в том, что все 100% этих трейдеров изначально будут по определению получать обучающую информацию, в целом не имеющую ничего общего с действительно прибыльным трейдингом. Изучение и последующее применение в торговой практике всевозможных индикаторов, графических и свечных моделей, уровней, теорий фундаментального, волнового, фрактального анализов рынка и т.п., без понимания истинного состояния дел в трейдинге, как правило способствует только ускоренному сливу торговых депозитов.
Закончившие такие школы трейдеры, в последствии слив несколько своих депозитов, в конечном итоге разочаруются или в эффективности каких-либо трейдинговых курсов и школ, или же в трейдинге вообще. Согласно закону Парето можно предположить, что около 80% из них распрощаются с трейдингом навсегда, а оставшиеся 20% либо начнут заниматься самостоятельным поиском и изучением прибыльных торговых стратегий (пополнят ряды категории 1), либо же поиском школ, дающих действительно истинные знания о прибыльном трейдинге (пополнят ряды 2-й подкатегории категории 2, дальше – просто категории 2). Таким образом, в наших дальнейших подсчетах имеет смысл рассматривать только эти две оставшиеся категории трейдеров, отмеченные выше курсивом.
Начнём рассмотрение с категории 1 – трейдеры, которые занимаются самообразованием. Согласно закону Парето можно предположить, что лишь 20-ти процентам из них удастся попасть на след действительно истинного самообучения реально прибыльным в трейдинге вещам. В свою очередь, из этих 20-ти процентов только около 20% смогут осознать суть функционирования финансовых рынков и эффективной торговли на них благодаря наличию у этих трейдеров врождённых способностей и внутренней мотивации. Остальным скорее это будет не под силу.
Но и это ещё не всё. Из оставшихся трейдеров, постигших суть, около 80% вероятней всего не справятся со своими психологическими проблемами. Из-за чрезмерной эмоциональности, недисциплинированности, отсутствия терпения и не решительности они тоже расстанутся с трейдингом. В итоге, останется снова около 20% торговцев. Вот и считайте: 0,2*0,2*0,2=0,008. Таким образом, в трейдинге остаётся, грубо говоря, чуть меньше 1% от всех начинающих трейдеров, идущих по пути самообразования.
Наконец, если учесть тот факт, что образовательный путь этих трейдеров будет проходить по достаточно нелёгкой и малоэффективной красной кривой обучения (см. рис. 1 в части 2), то реальный процент может оказаться и того ниже. У многих просто не хватит запаса терпения и внутренней мотивации, у них банально сдадут нервы. Если предположить, что таковых может быть около 80%, и только 20% всё же преодолеют этот путь до конца, то в итоге получаем 0,008*0,2=0,0016. Т.е. остается всего около 0,16% трейдеров, потенциально способных достичь профессионального уровня путём самообразования. Если округлить, то это около 15-ти человек на каждые 10000 начинающих трейдеров.
Вам не кажется, что я завысил эту цифру?)) В реальной действительности может быть ещё меньше!
Теперь давайте посмотрим, как выглядит ситуация с трейдерами категории 2. Здесь картина немного лучше. Ведь по определению все они изначально будут обучаться истинным торговым знаниям, да ещё и под руководством опытных и успешных в трейдинге практикующих наставников, двигаясь по более эффективной синей кривой обучения (см. рис. 1).
Тем не менее, как и для предыдущей категории начинающих торговцев, большинству из трейдеров категории 2 также будет свойственно отсутствие стойкой внутренней мотивации и высокой работоспособности, а также наличие трудноисправимых психологических проблем. Поэтому в итоге получаем: 0,2*0,2=0,04. Таким образом, в трейдинге остаётся, грубо говоря, около 4% от всех начинающих трейдеров, решивших пройти обучение в престижных школах торгового мастерства. Впрочем, об том проценте я уже упоминал в одной из статей этого блога.
Ну что же, 4 процента – это уже лучше, чем 0,16%. Но не легче)). Чтобы понять это, попробуйте дать себе ответы на следующие два вопроса:
- Вы готовы заплатить приличную для многих из нас сумму и в дальнейшем пройти весь нелёгкий путь по кривой обучения, чтобы в итоге попытаться попасть в эти мизерные 4%? Даже если эта кривая – синяя, а не красная.
- Вы желаете, опять же заплатив ту же приличную сумму за обучение в школе и потратив на своё обучение трейдингу достаточно времени и усилий, в итоге оказаться среди оставшихся 96%?
Владельцы, руководители и преподаватели школ и всевозможных курсов по обучению трейдингу! Никому не показывайте эти цифры, особенно своим нынешним и потенциальным студентам и слушателям!) Иначе я не виноват!!))
Почувствуй себя наставником
А теперь в качестве эксперимента предлагаю читателям мысленно стать на другую сторону образовательного процесса – не на сторону ученика, слушателя или студента, а на сторону преподавателя-наставника. При том задайте себе следующий вопрос: каких начинающих трейдеров-слушателей вы хотели бы видеть перед собой в аудитории или за торговым терминалом, а какие слушатели вам не нужны? Возможно поиск ответа на этот вопрос поможет вам самим лучше и эффективнее обучаться трейдингу.
Лично я для себя определил следующее. Мне были бы категорически не нужны такие начинающие трейдеры-ученики:
1) Те фантазеры, которые остро нуждаясь в денежных средствах и часто бросив предыдущую малодоходную работу, мечтают легко и быстро, без достаточного опыта и знаний, с начальным депозитом из последних в кармане или заёмных 100$, заработать невиданные капиталы благодаря трейдингу, тем самым планируя обеспечить себе кардинальные финансовые улучшения своей жизни. Ведь придя сегодня на первое занятие, уже завтра они будут требовать от меня быстрее переходить к практике, а послезавтра начнут возмущаться, почему они ещё не миллионеры. При этом они будут ныть, что им срочно нужны деньги, не понимая, что в трейдинге нет места как нытью, так и "необходимости денег". Тем более - денег легких.
Наоборот, мне нужны реалисты, которые не ищут в трейдинге легких денег и готовы потратить годы на торговое образование, изучение рынков, на приобретение навыков, на получение богатого опыта и становление торгового профессионализма, одновременно стремясь к познанию себя, своих сильных и слабых сторон. Мне нужны ученики с внутренней мотивацией, ум которых ориентирован в первую очередь на обучение тому, как правильно и прибыльно торговать, как развить свои позитивные торговые привычки и стать последовательно прибыльным трейдером, а не на то, сколько денег здесь можно сделать.
Наоборот, мне нужны реалисты, которые не ищут в трейдинге легких денег и готовы потратить годы на торговое образование, изучение рынков, на приобретение навыков, на получение богатого опыта и становление торгового профессионализма, одновременно стремясь к познанию себя, своих сильных и слабых сторон. Мне нужны ученики с внутренней мотивацией, ум которых ориентирован в первую очередь на обучение тому, как правильно и прибыльно торговать, как развить свои позитивные торговые привычки и стать последовательно прибыльным трейдером, а не на то, сколько денег здесь можно сделать.
2) Те, которые не могут начать нового обучение с чистого листа, предварительно выбросив из своей головы весь накопленный ранее, бесполезный для действительно прибыльного трейдинга торгово-образовательный хлам, потому как "налить можно только в пустую чашку". Если эта "чашка" будет оставаться заполненной старыми лжезнаниями, то новые будут литься впустую, только для того, чтобы сразу же растечься мимо.
К тому же, такие ученики неминуемо начнут пытаться комбинировать новые вновь приобретённые знания, методики и подходы со своими старыми методами торговли, которые уже продемонстрировали свою несостоятельность. Именно несостоятельность, а иначе почему тогда они не остановились на этих своих старых методах, а пришли обучаться чему-то новому?
Комбинирование же может привести практически к полному выхолащиванию правил изначально эффективных преподаваемых торговых стратегий. К тому же, согласно наблюдений тех же академиков ОТА, многие из таких трейдеров даже после прохождения полного цикла обучения часто в итоге снова возвращаются к своим старым закоренелым методам торговли, надеясь что они все же окажутся успешными.
Изменение старой системы верований и убеждений является одной из основных задач торгового преподавателя или инструктора. Однако такое изменение может оказаться для многих существенным препятствием. Как поет Вилли Токарев, "привычки вора удивительно сильны")).
К тому же, такие ученики неминуемо начнут пытаться комбинировать новые вновь приобретённые знания, методики и подходы со своими старыми методами торговли, которые уже продемонстрировали свою несостоятельность. Именно несостоятельность, а иначе почему тогда они не остановились на этих своих старых методах, а пришли обучаться чему-то новому?
Комбинирование же может привести практически к полному выхолащиванию правил изначально эффективных преподаваемых торговых стратегий. К тому же, согласно наблюдений тех же академиков ОТА, многие из таких трейдеров даже после прохождения полного цикла обучения часто в итоге снова возвращаются к своим старым закоренелым методам торговли, надеясь что они все же окажутся успешными.
Изменение старой системы верований и убеждений является одной из основных задач торгового преподавателя или инструктора. Однако такое изменение может оказаться для многих существенным препятствием. Как поет Вилли Токарев, "привычки вора удивительно сильны")).
3) Те, кто сомневается в том, на те ли курсы по обучению трейдингу они пришли. Такие слушатели будут постоянно одергивать своего преподавателя, отвлекать его своими сомнениями или поправлять его ссылками на свои старые знания и навыки, отличные от преподаваемых, тем самым демонстрируя к нему элементарное неуважение как к учителю и наставнику, а также проявляя не доверие к правилам и методам преподаваемой им торговой стратегии.
Я требую полностью довериться мне, раз уж ты сюда пришёл и хочешь у меня чему-то научиться! Я требую готовности к обучению и не предвзятого отношения к преподаваемой методике и основной стратегии торговли. При осуществлении этой стратегии я требую точности в ее практической реализации и дисциплинированного следования ее правилам без каких-либо экспромтов и отклонений. Я уже и так сыт годами поисков, сомнений и пространных дискуссий. Дискуссия приветствуются, но только конкретная, и в пределах преподаваемого материала. Если же кому-то кажется, что они изучают не то что надо, то им лучше сразу уйти и искать другого обучение, а не наводить смуту на аудиторию, ввергая ее в хаос беспредметной болтовни и сомнительных умозаключений.
Когда трейдеры-ученики полностью принимают новую преподаваемую стратегию и все ее проверенные правила, а также считают, что она будет работать на их благо, только тогда они начнут подавлять свои сомнения, ощущая и выстраивая доверие к ней, что, в свою очередь, в дальнейшем будет способствовать получению последовательно прибыльных торговых результатов.
Я требую полностью довериться мне, раз уж ты сюда пришёл и хочешь у меня чему-то научиться! Я требую готовности к обучению и не предвзятого отношения к преподаваемой методике и основной стратегии торговли. При осуществлении этой стратегии я требую точности в ее практической реализации и дисциплинированного следования ее правилам без каких-либо экспромтов и отклонений. Я уже и так сыт годами поисков, сомнений и пространных дискуссий. Дискуссия приветствуются, но только конкретная, и в пределах преподаваемого материала. Если же кому-то кажется, что они изучают не то что надо, то им лучше сразу уйти и искать другого обучение, а не наводить смуту на аудиторию, ввергая ее в хаос беспредметной болтовни и сомнительных умозаключений.
Когда трейдеры-ученики полностью принимают новую преподаваемую стратегию и все ее проверенные правила, а также считают, что она будет работать на их благо, только тогда они начнут подавлять свои сомнения, ощущая и выстраивая доверие к ней, что, в свою очередь, в дальнейшем будет способствовать получению последовательно прибыльных торговых результатов.
4) Темпераментные, импульсивные и эмоциональные по своей природе трейдеры-новички, которые будут стремиться торговать малейшие колебания на рынке. Таким трейдерам трудно быть терпеливыми и дисциплинированными. Им будет невероятно сложно даже закончить образовательные курсы, не говоря уже о необходимости пройти весь дальнейший тернистый путь по освоению прибыльного трейдинга.
В завершение затронутой в статье темы образования хотелось бы отметить, что многие опытные трейдеры, в том числе и академики ОТА, указывают на важность для истинного и эффективного обучения трейдингу умения вовремя задавать нужные и правильные вопросы, а также искать на них правильные ответы. В частности, +Sam Seiden, описывая свой путь в трейдинге, задавал и пытался найти правильные ответы на следующие свои вопросы:
- почему крупные учреждения зарабатывают?
- почему мелкие трейдеры последовательно теряют на рынке, совершая одни и те же простые ошибки?
- на чём в первую очередь надо сосредоточиться при анализе рынка?
- что происходит на рынке, когда цена достигает своих важных и ключевых уровней?
- где и когда рынок собирается развернуться, и куда он может пойти после этого разворота?
- где спрос и предложение находятся в наибольшем дисбалансе, и как эта картина выглядит на ценовом графике? прочее.
Действительно, выяснив, как и почему крупные финансовые учреждения принимают те или иные торговые решения, можно пытаться пожинать те же награды. С другой стороны, обнаружив ошибочные действия мелких трейдеров и выяснив их причины, можно избежать существенных и последовательных потерь, стремясь не повторять этих действий в своей торговле.
Что касается ответов на многие другие свои вопросы, то после ряда лет поиска правильных ответов Сэм пришел к выводу, что только любопытство, наблюдательность, здравое мышление, а также стремление держать все простым и логичным открывают нам двери возможностей и торговых успехов в трейдинге.
Комментариев нет:
Отправить комментарий