Тематика блога

Уважаемые посетители. Данный блог посвящен трём неразрывным составляющим прибыльной торговли на финансовых рынках:

1) Простой и эффективной торговой стратегии Price action на основе зон спроса/предложения.

2) Правильному и эффективному управлению риском и торговым капиталом.

3) Правильной торговой психологии и торговому мышлению.

Миссия блогасовместными усилиями достичь понимания того, что на самом деле представляет собой прибыльный трейдинг; помочь самому себе и читателям избежать потерь и добиться успеха на рынке.

Не останавливайся на том, что знаешь и в чём уверен. Это может быть иллюзией...

воскресенье, 22 октября 2017 г.

АНАТОМИЯ ЦЕНОВЫХ ЗОН, ИЛИ АНТИУСИЛИТЕЛИ БАЗ. Часть 2

2) Усилитель «Вознаграждение и Риск (Reward/Risk)»

Но вернёмся к усилителям. Далее речь пойдет об усилителе «Вознаграждение и Риск (Reward/Risk)», который многие трейдеры ассоциируют с максимальным расстоянием, на которое цена ушла от вновь сформированной базы. Однако, на мой взгляд, здесь следует дополнительно учитывать еще и временной фактор: в течение какого времени произошел такой уход от базы? Ведь согласно сформулированной ранее Аксиоме 5, последние события являются более важными, чем давние события, т.к. с истечением времени ситуация на рынке, рыночная структура могут измениться, и даже кардинально.


Так, часто наблюдая далекий и долгий уход цены от базы, трейдеры трактуют эту ситуацию, как благоприятною с точки зрения указанного усилителя, присваивая ему максимальное число баллов при оценке силы анализируемой базы. Однако при этом они могут терять с виду тот факт, что к моменту возврата цены к этой базе торговля от неё может оказаться противотрендовой торговлей, т.к. прошло уже достаточно много времени, а тренд изменил свое направление на противоположное.
К тому же ранее указывалось, что по истечении достаточно большого периода времени с рынка могут уйти ранее открывавшие свои сделки большие массы розничных торговцев, в результате чего они уже не будут оказывать своего влияния на цену в момент ее возврата к базе. При этом, согласно Аксиоме 3, покинув рынок после ручного закрытия активных сделок или в результате срабатывания стопов, эти массы уже не смогут своими действиями или стопами привлекать сюда крупных профессиональных трейдеров, тем самым лишая их интереса выходить на рынок и разворачивать цену от базы из-за низкой текущей ликвидности.
Отсюда вопрос: разве профи станут долго ждать возвращения цены к базе, чтобы долить там свои торговые позиции? Думаю, наоборот: чем быстрее они это сделают, тем лучше для них. Иначе может так случиться, что уже не будет за чей счёт доливать. Поэтому, чем быстрее рынок возвращается к базе для её тестирования, тем больше у нас шансов для успешной торговли от неё на стороне профи. Отсюда вытекает важность и сила тех баз, которые были сформированы сравнительно недавно, за последнее время, естественно, с учетом рабочего таймфрейма трейдера.
Часто профи, чтобы цена не ушла далеко от первоначального ценового уровня открытия части их торговых сделок (от базы), идут на частичную фиксацию прибыли от этих сделок, чтобы заставить цену вернуться обратно на этот уровень и вывести на рынок оставшиеся торговые позиции за счет привлечения этим обратным движением новых порций встречных "глупых" ордеров. Если же цена не делает такого возврата к базе, то скорей всего профи уже разместили здесь нужный им объем торгового капитала, либо же им проблематично обеспечить такой возврат из-за большого наплыва торговых масс в направлении начального импульсного движения от базы.
Таким образом, приходим к ВЫВОДУ 1: недавние ценовые максимумы и минимумы (где обычно расположены более свежие базы), с гораздо большей вероятностью будут содержать остаточные отложенные, рыночные и стоп-ордера разных категорий трейдеров, чем старые и давние экстремумы с давними базами. В свою очередь это означает, более близкие к цене базы имеют больший потенциал, чтобы вызвать изменение движения цены и её разворот на рынке из-за сохраняющегося там большого количества указанные выше ордеров и связанной с ними ликвидностью для крупных капиталов. 
       Часто это никак не согласуется с хорошим значением усилителя «Вознаграждение и Риск», и даже наоборот.
Тогда получается, что при оценке данного усилителя следует учитывать не только расстояние, на которое цена ушла от базы, но и временную длительность этого ухода: она должна быть минимальной. А это в свою очередь требует взрывного, резкого и крутого ухода цены. Но такие требования уже отражены в другом усилителе – «Сила (Strength)»Возможно, что в целом время возвращения цены обратно к базе может стать еще одним ключевым усилителем дисбаланса, но об этом более детально в следующей части данной работы.
Поэтому, как указывалось ранее в статье об усилителях, усилитель «Вознаграждение и Риск» отражает не силу самой базы и ее способность развернуть цену, а то, что собственно, и заложено в названии этого усилителя: соотношение потенциального размера ожидаемой прибыли планируемой сделки к размеру потенциального риска. Как известно, это критически важно для обеспечения среднестатистической прибыльности трейдинга за результатами достаточно большого числа торговых сделок на длительной временной дистанции, т.е. в целом, ради чего мы собственно и пытаемся им заниматься. Если же рассматривать каждую отдельно взятую торговую сделку лишь с точки зрения силы базы и её способности развернуть цену, то значение этого усилителя не критично.
К тому же сами академики часто связывают его не с тем расстоянием, на которое цена ушла от базы, а с так называемой зоной прибыли, которая часто не имеет никакого отношения к дальности ухода цены от базы. По определению самих академиков, зона прибыли - это расстояние от точки входа (базы) к ближайшей противоположной зоне спроса/предложения. Тогда возможно, что выбор академиками той или иной трактовки усилителя «Вознаграждение и Риск» зависит от общей картина рынка и от расположения базы относительно текущего тренда, о чем ранее уже писалось в данном блоге.

3) Усилитель «Общая картина (Big Picture)»

Следующим важнейшим усилителем является усилитель «Общая картина (Big Picture)». Поскольку этот усилитель часто соотносится с понятием трендов, в первую очередь я предлагаю уважаемым читателям ознакомиться со статьями данного блога под названиями «Тренд: друг или враг?» и "Сколько друзей-трендов должно быть у трейдера", где затрагиваются вопросы учета трендов на разных таймфреймах, особенности их воздействия на умы и эмоции розничных масс трейдеров, а также рассматриваются некоторые особенности анализа трендов при поиске высоковероятной торговли на стороне профи.
Однако первостепенная важность усилителя «Общая картина (Big Picture)», на которую нам следует обратить основное внимание, вызвана тем, что сила той или иной базы в первую очередь определяется её месторасположением в общей структуре рынка, т.е. тем, где она находится:
  1. относительно текущей стадии длящейся тенденции;
  2. относительно направления этой тенденции,
а уже потом всеми остальными усилительными показателями.
Если говорить о первом, т.е. о местонахождении баз относительно текущей стадии активного тренда, то в первую очередь это связано с интересами крупных профессиональных трейдеров и вызвано тем, что наиболее прибыльными являются те сделки, которые расположены в самом начале тренда. Ведь впереди них расположена максимальная зона прибыли по сравнению со сделками, которые заключаются позже, когда тренд уже прошел часть своего пути. И чем больше этот путь, т.е. чем дальше торгуемая база от начала тренда, тем меньше потенциальная прибыль от заключаемых здесь сделок. Поэтому именно в начале нового тренда профи наиболее заинтересованы в размещении свои капиталов, тем самым способствуя силе расположенных тут баз и развороту цены от них.
       Во-вторых, важность рассматриваемого усилителя с точки зрения стадии тренда определяется Аксиомами 2 и 3 спекулятивных рынков. Действительно, если мы наблюдаем на общей картине рынка давно длящийся тренд, то из-за "эффекта снежного кома" эта картина притягивает все большие и большие массы мелких розничных трейдеров, открывающих свои сделки в направлении этого тренда. В итоге старый тренд привлекает на рынок огромное количество денег, что как раз и нужно профессиональным институциональным трейдерам для обеспечения ликвидности их крупных капиталов. Становясь на противоположную сторону розничным массам, профи поглощают все их встречные торговые ордера, тем самым способствуя развороту рынка и зарождению нового тренда.
       Именно в такие моменты массового противостояния двух рыночных сил формируются новые наиболее сильные зоны спроса/предложения, при возврате к которым цена имеет большую вероятность развернуться. Когда рынок возвращается к зонам, где профи размещали свои крупные торговые сделки против старого тренда, они будут стремиться снова повторить это, доливая в этих зонах новые позиции за счет тех розничных торговцев, которые по прежнему веруют в продолжение предыдущего тренда.
       В итоге, такие действия профи, а также ликвидация указанными розничными трейдерами своих проигрышных торговых позиций, заставляет рынок развернуться и идти в направлении нового тренда. А иначе зачем профи нужно было тратить огромные средства на противотрендовую торговлю, если бы после этого рынок все еще продолжал бы свое движение в направлении старого тренда?
Таким образом, приходим к ВЫВОДУ 2: наиболее сильные зоны спроса расположены на дне рынка в начале нового восходящего тренда, тогда как наиболее сильные зоны предложения находятся на вершинах рынка в начале нового нисходящего тренда. Со слабыми зонами – все с точностью наоборот: наиболее слабые зоны спроса расположены на вершине рынка в конце старого восходящего тренда, тогда как наиболее слабые зоны предложения находятся на дне рынка в конце старого нисходящего тренда.
Здесь мне вспомнился фрагмент из фильма «Единожды солгав» о советском художнике-конформисте, где некий физик-академик, рассуждая за игрой в преферанс об энтропии и прочее, справедливо утверждает, что «машина, человек и вообще любая система прочнее всего в момент своего рождения. А дальше движение к хаосу, распаду, гибели…». После чего художник пытается ему возразить: «Но а как же в таком случае человек? Ведь он именно в момент своего рождения слаб и беспомощен, а потом то ведь он становится больше, сильней…». На что профессор резонно отвечает: «Но ведь вы же не будете возражать, что человек дальше всего от смерти именно в момент своего рождения».
Однако здесь есть одна известная проблема: способность трейдера с высокой степенью вероятности распознать начало нового тренда. Ведь часто даже с началом такого тренда общая картина для многих будет выглядеть так, как будто имеет место очередной откат и продолжение старого тренда. Поэтому автор снова вынужден акцентировать внимание на важности наличия у трейдера высоковероятных признаков зарождения новой рыночной тенденции с ранним обнаружением разворота рынка.
       Наконец, если рассматривать усилитель «Общая картина (Big Picture)» с точки зрения направления текущего активного тренда, то здесь безусловно справедливым является известное утверждение о том, что торговля в направлении тренда более высоковероятна, чем противотрендовая торговля. Вызвано это опять же интересами крупных профессиональных участников рынка. Ведь в случае доливания очередной порции новых торговых позиций в направлении тренда, они, во-первых, должных защитить их, не допуская пробоя ценового уровня доливания (базы) и перехода цены в зону убытков. А во-вторых, они смогут получить прибыль от этих новых сделок только в случае дальнейшего продолжения текущего тренда.
       И наоборот, в случае фиксации части прибыли от ранее открытых сделок, оставшиеся части они будут стремиться зафиксировать дальше по направлению тренда, чтобы получить ещё большую прибыль.
      Таким образом, в обоих случаях своими действиями профи демонстрируют заинтересованность в дальнейшем продолжении текущего тренда. Отсюда приходим к ВЫВОДУ 3: настоящие сильные зоны спроса/предложения всегда находятся там, где крупные финансовые учреждения открывают очередные порции новых торговых позиций, тем самым формируя базы в направлении текущего активного тренда. Однако противотрендовые базы, которые были сформированы в результате фиксации профи части их прибыли от ранее открытых торговых сделок, являются более слабыми и с высокой степенью вероятности могут быть пробиты.
       Исключением из этого вывода являются разве что случаи окончательной фиксации профи всей оставшейся прибыли от ранее открытых сделок и начало открытия ими новых сделок в противоположном направлении. Но эта ситуация касается уже не активного тренда, а его завершения и начала разворота рынка, т.е. данный случай имеет отношение к приведенному выше выводу 2.
       Собственно говоря, два последних вывода как раз и отражают известные академические правила присвоения базе двух усилительных баллов по рассматриваемому усилителю «Общая картина (Big Picture)» (см. табл. 1 здесь). При этом вывод 2 имеет отношение к баллу, который учитывает положение оцениваемой базы относительно зон спроса/предложения старшего таймфрейма, поскольку вершины и донья рынка на рабочем таймфрейме обычно расположены в пределах этих зон. Тогда как вывод 3 касается балла, учитывающего направление торговли относительно текущего активного тренда.
       Однако особенностью приведенных выше изложений и выводов является то, что они раскрывают важные реалии спекулятивных рынков, в последствии нашедших свое отражение в усилителе «Общая картина (Big Picture)» и его баллах. Без понимания сути этих реалий трактовка многими трейдерами данного усилителя (впрочем, как и всех остальных усилителей) может оказаться ошибочной.

Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий